Онлайн-конференция ректора Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета) Валентины ИВАНОВОЙ, приуроченная ко Дню реабилитации кубанского казачества, который отмечается 26 апреля.

Какова роль казачества в современной России? В чем особенности казачьего воспитания и образования? Как передаются традиции? Какие мероприятия запланированы в университете в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Александр
Какова, на Ваш взгляд, роль казачества в современной России?
Валентина Иванова
Казачество в современной России реализует вопросы духовно-нравственного воспитания в молодежной среде, военно-патриотического воспитания, занимается сохранением культурного наследия, традиционных ценностей. И также занимается охраной общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами.

Надо сказать, что в свое время Лев Николаевич Толстой отметил, что вся история России написана казаками. Казаки-первопроходцы продвигали границу на Дальний Восток – вплоть до Аляски. И, конечно, нынешнее казачество сохраняет память о тех легендарных казаках-пассионариях, сохраняет ценности, традиции, уклад и тем самым способствует патриотическому воспитанию, которое осуществляет и Минобрнауки, и Министерство просвещения Российской Федерации.
Сергей Григорьев
Расскажите, пожалуйста, об особенностях образовательной программы в возглавляемом Вами университете.
Валентина Иванова
В каждую нашу образовательную программу мы включили казачий компонент. Изучили опыт и традиции казачества, в каждом предмете есть соответствующие темы. В курсе истории Отечества — я начала говорить о казаках-первопроходцах, о тех, кто продвигал границы Российской империи на Восток — как раз об этих легендарных казаках, о Ермаке Тимофеевиче, об Атласове, о Хабарове, о Дежнёве. Отмечаем и прокладываем их путь, разбираемся с трудностями их походов. Что они оставили, как действовали и так далее. Это колоссальный интересный пласт дополнительной программы отечественной истории.

В технологию переработки сельскохозяйственного сырья казаки тоже внесли новшества. Изготовление муки, переработка зерна, мяса, винограда.

Также мы знаем, что есть интереснейший уникальный опыт атаманского правления. И в программу государственного и муниципального управления мы вносим и эти особенности.

Мы ведем совместную работу с казачьими кадетскими корпусами. Многие наши программы имеют корни в программах казачьих кадетских корпусов, казачьих кадетских классов школ. И мы сформировали кластер непрерывного казачьего образования. Школа, казачий кадетский корпус, казачье профессиональное техническое училище, казачий университет.

В 2010 году нашему университету было присвоено имя казака из Малороссии Кирилла Григорьевича Разумовского, первого русского президента Петербургской академии наук. Урожденный казак. А с 2014 года у нас поменялся статус: к прежнему наименованию добавилось "Первый казачий университет".
Оксана
Что в себя включает казачье образование и воспитание?
Валентина Иванова
В каждом казачьем кадетском корпусе, как и в казачьем классе школы, есть основная программа. Она определена федеральными государственными образовательными стандартами, она не изменяется. Поэтому в каком бы классе ни обучались школьники, они все равно сдают ЕГЭ по основным программам, которые утверждены Министерством просвещения. Но есть дополнительные программы, и вот здесь реализуется общий наш казачий компонент — по истории казачества, по духовности, по традициям.

Мы проводим викторины и конкурсы в кластере непрерывного казачьего образования. Это викторина "Казачья родословная", мероприятия "Молодежный казачий круг", "Молодежный казачий стан". Выезды, подготовка на базе военно-патриотических клубов, где делаем сборы, учим бегать на казачью версту, преодолевать препятствия.

Дополнительная программа к основной — это казачий компонент, казачий дух, казачья среда, все то, что связано с казачьим самоуправлением.
Василий
Какая часть студентов вуза является казаками? Является ли принадлежность к казачеству обязательным критерием при поступлении? Что делать желающим, если они не являются потомственными казаками?
Валентина Иванова
У нас 23 тысячи обучающихся, и из них около 3300–3500 студентов — казаки. У нас существует целевой прием по направлению целевых казачьих обществ. Как попасть в целевой прием — нужно учиться в казачьем корпусе или в казачьим классе школы, взаимодействовать с войсковым казачьим обществом и соответствующим образом доказывать, что казачьи ценности и традиции присущи молодому человеку, девушке. И затем уже войсковой атаман, войсковое казачье общество оформляет документы на целевой прием казака.
Галина
Какую роль казаки-выпускники вашего вуза играют в развитии сельских территорий и агропромышленного сектора России?
Валентина Иванова
У нас 14 филиалов на территориях 6 войсковых казачьих обществ. И войсковое общество, направляя к нам казака, рассчитывает, что этот казак вернется. Мы в этом плане максимально содействуем и контролируем, отслеживаем, ведем мониторинг ситуации. Выпускники Первого казачьего университета уже во многих войсковых казачьих обществах являются заместителями атаманов, руководителями казачьих станиц, хуторов, продвигаются по карьерной лестнице в области муниципальной службы.

А сельские территории — они ведь тоже муниципальные образования. Либо это сельское поселение, либо городское, либо городской округ, либо районное муниципальное образование. В Российской Федерации муниципальные образования охватывают станицы. Поэтому атаман станицы, как правило, глава муниципального образования.

Мы готовим казаков, и по целевому приему они возвращаются в свои войска. Они уже подготовлены к серьезной работе в области муниципального управления, в области технологии сельскохозяйственного производства, инженерных специальностей в АПК. А это очень востребовано для развития сельских территорий.
Алексей
Оказывают ли сегодня казаки содействие в вопросах обеспечения безопасности в Интернете? Если да, то каким образом?
Валентина Иванова
Мы в университете имеем институт (или факультет) информационных технологий и предпринимательства. И очень активные студенты года четыре назад мне все время говорили, что нужно создавать кибердружину, вести проект по кибербезопасности. Я их поддержала, и не жалею: с каждым годом данный проект становится все более актуальным. Мы вышли с инициативой создания кибердружин в образовательных учреждениях. Нас поддержала министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева, нас поддержал Совет по делам казачества при Президенте РФ.

Сейчас Совет возглавляет Анатолий Анатольевич Серышев, помощник Президента страны. И мы глубоко убеждены, что сегодня молодежь может попасть под серьезное влияние Интернета, которое не только благотворное, но и отрицательное имеет воздействие на психику и подрастающего поколения школьников, и молодежи 17–19 лет.

И здесь казаки разворачивают проект "Информационные рубежи России". Современное казачество осваивает информационные технологии и показывает, что оно на передовых рубежах технологического прогресса. И этот проект, который реализует казачья кибердружина нашего университета, как раз свидетельствует о том, что современные казаки — это продвинутые, грамотные люди, которые с информационными технологиями "на ты".
Анна
Понятно, что сами казаки патриотическое воспитание получают с молоком матери, а как вы в университете работаете в этом направлении?
Валентина Иванова
Костяк патриотической работы у нас составляют эти 3,5 тысячи казаков, которые есть в университете, в наших региональных институтах. И не казачью молодежь мы вовлекаем в целый ряд наших больших проектов. Я уже говорила о кибердружине — там у нас работает не только казачья молодежь, участвовать может любой студент, обучающийся в нашем университете.

Мы создали коворкинг-зону, в нее выделены современные компьютеры. Ведется фактически круглосуточное дежурство, поиск противоправного контента, взаимодействие с Роскомнадзором, закрытие этих сайтов. Эту работу может вести каждый студент университета.

Мы ввели обязательный курс "Музыкальная культура казачества". И у нас существуют студенческие хоры — и в головном вузе, и в филиалах. В головном университете студенческий казачий хор — 600 человек. Мы недавно договорились с Виктором Гавриловичем Захарченко, это художественный руководитель, дирижер Кубанского казачьего хора, что мы на одном из мероприятий устроим битву хоров — Кубанский казачий хор и студенческий казачий хор Первого казачьего университета.

В студенческий казачий хор у нас также входят все студенты. Обучаются музыкальной культуре казачества. Это обязательная дисциплина.

В патриотическом воспитании нужно тоньше работать, ненавязчиво, обеспечивая реализацию суперсовременных проектов, таких как кибердружина. Работая на духовной волне русской культуры, которая многоплановая, очень глубокая, постепенно проникающая в душу студентов. Целый ряд и других проектов мы реализуем в рамках патриотического воспитания. Проводим ежегодные сборы в центре спецназа ВДВ "Преображенский". Ребята до такой степени хотят туда поехать – у нас даже конкурс среди студентов на очередной выезд в этот центр, расположенный в Подольском районе Московской области.

Очень интересный проект патриотического видео. Мы разворачиваем это направление и среди студентов, и среди школьников в наших казачьих классах кластера казачьего образования. Мы по 1,5 тысячи фильмов получаем в университет, не хватает времени даже их отсмотреть, а еще же надо выбрать лучшее. Конечно, все это делаем, поощряем ребят. Такое массовое участие вселяет в нас уверенность в правильности наших действий.

Следующий проект — виртуальный музей "Солдаты Победы". В наших школах, которые имеют казачьи классы, мы договорились о том, что каждый их школьный музей будет оцифрован и включен в общероссийский виртуальный музей. Мы проводим ряд мероприятий для учителей, для педагогов. И историки в один голос говорят, до чего же востребован у них этот виртуальный музей. Потому что дополнительно он получает информацию от многих школ Москвы о тех, кто ушел защищать столицу, кто не вернулся, погиб. Это конкретная информация по Таганке, по Центральному району. Знание об этих судьбах позволяет по-новому прочувствовать историю, увидеть ее связь с сегодняшним днем. Этот проект, который мы реализуем, очень важен.
Светлана
Какие мероприятия запланированы в следующем году в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне?
Валентина Иванова
Бессмертный полк на Красной площади — ежегодно студенты-казаки участвуют в шествии. В этом году мы планируем начать прохождение Бессмертного полка у нас в университете. Поднять свой Бессмертный полк, университетский. И те, кто работал после возвращения из сражений, преподавателей, профессоров — их имена. И чтобы студенты, которые у нас учатся, подняли имена своих бабушек, дедушек, предков, кто воевал. Они принесут их фотографии, и мы пройдем университетским Бессмертным полком по Таганской площади.

В этом году такая традиция будет положена, а в 2020 году, в год 75-летия Победы, это будет масштабное шествие, серьезно подготовленное.

Мы планируем тематический казачий круг, стан, посвященный этой дате. Мы планируем битву хоров по песням Великой Победы.

И, конечно же, будет целая серия мероприятий — и соревнование "Готов к труду и обороне", и серьезнейшие заплывы памяти генерала казака Льва Михайловича Доватора, который погиб в конце ноября — в декабре в битве за Москву, руководитель кавалерийской казачьей дивизии. Ряд такого рода мероприятий будет проведен в год юбилея Победы.
Инга
Какие мероприятия проводятся в преддверии годовщины принятия закона "О реабилитации репрессированных народов"?
Валентина Иванова
19 апреля проходил большой слет Волжского казачьего войска, межрегиональный: Ульяновская область, Самарская область. Около 500–600 казаков, студентов и обучающихся – как раз в преддверии годовщины принятия закона о реабилитации репрессированных народов и казачества. 20-го апреля прошел масштабнейший парад Кубанского казачьего войска в Краснодаре по случаю 28-й годовщины принятия федерального закона, указа о реабилитации репрессированных народов и казачества. Практически в каждом войске в преддверии этого дня, который отмечается 26 апреля, проходит ряд мероприятий: и парады, и слеты, и подведение итогов казачьих спортивных соревнований, казачьего всполоха, зарницы.

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции