О медиагруппе |Продукты и услуги
Прямая трансляцияII Общественный форум "Что нас объединяет?!"
Онлайн конференция

Дмитрий Быков: о 100 книгах для самостоятельного чтения

В январе Министерство образования и науки утвердило список книг, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения. В этот список вошли как классические произведения, так и работы современных авторов. Чему научат школьников книги из списка? Что стоило бы из него исключить, а что добавить? Как привить детям любовь к чтению? Какие книги сегодня нужны российскому обществу? На эти и другие вопросы ответил известный писатель и журналист, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Дмитрий БЫКОВ.
Ответы на вопросы
Андрей:

100 книг... Почему, на Ваш взгляд выбрано именно это число? Много это или мало?

Дмитрий Быков:

Исторически как-то получилось, что выбирают 100 книг, 100 фильмов, 100 главных исторических деятелей и так далее. Лично я думаю, что число выбрано удачно - оно, что называется, медийное. И речь же не о том, что подросток прочтет только эти 100 книг и ни единой больше. Речь о том, что эти 100 книг принципиальны для его развития, что их никак нельзя миновать.

Светлана:

На Ваш взгляд, современная молодёжь – читающая или нет? Реально ли им осилить эти 100 книг?

Дмитрий Быков:

По моим наблюдениям, читающая. И если она чаще читает твиттер, чем книги, - это наша писательская вина. Мы не умеем писать о них и для них так, чтобы это стало интереснее твиттера. Очень мало и приблизительно пишем о будущем. Часто уходим от называния вещей своими именами. Слишком легко соглашаемся с опошлением и оглуплением народа. Ну и вообще - слабо владеем литературной техникой: надо уметь заинтересовать читателя, искусство рассказчика в нашем деле не последнее. Все это претензии не только к другим, но и к себе. Хотя я стараюсь.

Астра:

Чем этот список отличается от списка В.А. Сухомлинского из книги "Павлышская средняя школа"? И все-таки 100 книг, по-моему, маловато?

Дмитрий Быков:

Про "маловато" ответил выше. Список Сухомлинского очень хорош, но он ведь составлен, насколько помню, в начале шестидесятых. Разумеется, он должен включать сегодня не только классику - и вообще, думаю, чем больше в нем будет современной литературы, тем лучше.

Андрей:

Есть современные авторы? Это какая то дикая шутка? Что может прочитать ребенок в современной "литературе"? Очень интересно посмотреть, на эту "литературу".

Дмитрий Быков:

Андрей, я вашего скепсиса не разделяю, но чтобы следить за современной литературой, лучше знать как минимум один иностранный язык. Современный американский роман -выдающееся синтетическое явление, вобравшее и кинематографический, и научный опыт, и не чуждое политики при этом. Современная французская драматургия - замечательно интересный мир. Современная испанская и португальская проза - тоже замечательный пример синтеза жанров (сюда же включаю и латиноамериканскую, тоже испаноязычную). В российской литературе ребенку хорошо бы читать Веллера (особенно ранние новеллы), Зайончковского, Ксению Букшу, Валерия Попова, Александра Житинского, Михаила Успенского. Из авторов семидесятых годов - Юрия Коваля, Сусанну Георгиевскую, Виктора Голявкина, Юрия Коринца, Константина Сергиенко, Юрия Томина.

Инга:

Какие книги нравятся лично Вам?

Дмитрий Быков:

В моем списке значительно больше ста книг. Но могу привести первую десятку: "Тиль Уленшпигель" де Костера, "Повесть о Сонечке" Цветаевой, "Исповедь" блаженного Августина, "Анна Каренина" Толстого, "Потерянный дом" Александра Житинского, "Человек, который был четвергом" Честертона, "Пена дней" Виана, "Луговая арфа" и рассказы Трумена Капоте, "Московские повести" Трифонова, "Карьера Ругонов" Золя.

Александра:

Каково Ваше отношение к аудиокнигам? Альтернатива ли это книге обычной?

Дмитрий Быков:

Наверное, альтернатива. Но я их практически не слушаю. Скорее всего потому, что за рулем вообще не люблю слушать радио или книгу - вождение хорошо, чтобы сосредоточенно думать.

Татьяна:

Как в наше время приучить детей к чтению серьезных книг, когда у них даже на нормальные фильмы терпения не хватает?

Дмитрий Быков:

Это совсем несложно, достаточно сказать "Тебе это рано", "Ты этого все равно никогда не поймешь" или "Все, прочитавшие эту книгу, сошли с ума". Ну и еще ряд нехитрых приемов, известных каждому родителю. Например, начать рассказывать - и прерваться на интересном месте: "Впрочем, это все равно не для тебя. Твой уровень - "Колобок".

Виталий:

Дмитрий, сколько часов внеклассного чтения должно быть у школьников? Почему наши школы не учат технике быстрого чтения? Сами за или против неё? Что должен читать школьник, чтобы быть всесторонне развитым интеллектуалом?

Дмитрий Быков:

Не видел ни одного всесторонне развитого интеллектуала. Специалист, как мы знаем, подобен флюсу. Я вообще не люблю всесторонности, мне нравится сосредоточенность на чем-то одном, незачем особенно распыляться. Что касается быстрого чтения - не верю, что этому возможно выучить. Опыт - вот и вся школа. Кроме того, вряд ли "Шум и ярость" или даже "Мизери" Кинга, где надо вдумчиво следить за стилем, рассчитаны на быстрое чтение.

Михаил:

Не кажется ли Вам, что список останется просто благим пожеланием? Дети читать не будут...

Дмитрий Быков:

Не будут - значит, вырастут дураками. Не думаю, что они этого хотят. Не будем преуменьшать великую роль инстинкта самосохранения.

Анна:

Не станут ли дети одинаковыми (определённой мере), если будут читать книги из одного списка?

Дмитрий Быков:

Весь мир читает более или менее одних и тех же авторов. Гомера там, Шекспира, Данте... И ничего, вырастаем разными. Одни терпеть не могут Пруста, другие на него молятся. Говорим же мы одними и теми же словами - а как по-разному их понимаем!

Антон:

Не стоило ли, на Ваш взгляд, включить в этот список и зарубежных авторов?

Дмитрий Быков:

Обязательно стоило бы. Сосредоточиться на своих было бы ужасной провинциальностью.

Лилия:

Назовите главную книгу для Вас. Есть ли она в списке?

Дмитрий Быков:

Как уже было сказано - "Уленшпигель". В списке ее нет, но это ничего не значит.

Егор:

Стали ли наши граждане больше читать в последнее время? Какова, на Ваш взгляд, тенденция?

Дмитрий Быков:

Раз они стали меньше смотреть телевизор - значит, стали. Главное же - они захотели думать, ибо сейчас в мире меняется система ценностей, выстраиваются новые противопоставления, вызревают новые философские системы. Само собой, человечество умнеет, и мы с вами не исключение.

 

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции.