Онлайн конференция

Экономическая интеграция в рамках Союзного государства

Договор о создании Союзного государства, подписанный между Беларусью и Россией 8 декабря 1999 года, дал старт новому типу интеграционных взаимоотношений на постсоветском пространстве. Как сегодня идёт процесс строительства Союзного государства? Каковы перспективы экономической интеграции в рамках Союза? Какие результаты уже достигнуты? На эти и другие вопросы ответил председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор КОСОУРОВ.
Ответы на вопросы
Вступительное слово Виктор Косоуров:
Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие друзья. Я хотел бы прежде всего сказать, что вопросам создания и функционирования Союзного государства в нашем обществе всегда уделялось достаточное внимание. Но разным периодам уделялось различное отношение. И с прошлого года несомненно произошли изменения. Я имею в виду создание наднационального органа управления - Евразийской экономической комиссии – все это прорывные шаги с Белоруссией, и с Казахстаном. Но это стало возможно в связи с десятилетним опытом строительства Союзного государства. В рамках своей компетенции, как член Парламентского Собрания Союза России и Белоруссии, готов буду ответить на интересующие вас вопросы.

Сергей:

Сегодня отношения Беларуси и России заключаются в основном в межрегиональном сотрудничестве. В этой области достигнуты высокие результаты. Но, что нужно сделать, чтобы повысить уровень экономической интеграции на межгосударственном уровне, в рамках Союзного государства? И нужно ли это делать, на Ваш взгляд?

Виктор Косоуров:

Виктор Косоуров на онлайн-конференции

Объективным показателем уровня экономического интеграционного сближения Беларуси и России является взаимная торговля. В этой сфере действительно достигнуты высокие результаты. Российская Федерация является основным экономическим и торговым партнером Республики Беларусь. Сегодня между областями и регионами Беларуси и России действует более 270 межрегиональных соглашений. Беларусь взаимодействует и имеет торговые отношения с 80 регионами Российской Федерации. За последний год в России создано 16 совместных белорусско-российских промышленных предприятий. Все это делает актуальным создание механизма координации межрегионального сотрудничества. В ходе последнего заседания Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике под моим председательством депутаты поднимали эту тему. Есть идея об учреждении сети региональных центров деловой информации и коммерческого посредничества. Они должны действовать с целью облегчения установления деловых контактов и ведения предпринимательской деятельности на территории Союзного государства. На мой взгляд, осуществлять поддержку реализации совместных программ в рамках Союзного государства просто необходимо. При том, что условия формирования Единого экономического пространства предоставляют новые возможности для расширения межрегионального и межгосударственного сотрудничества. Учитывая это, наша комиссия выступила с предложением предусмотреть в проекте бюджета Союзного государства на 2014 год финансирование мероприятий по поддержке и развитию сотрудничества между областями и регионами Беларуси и России на основе внедрения инновационных программ Союзного государства. Предложение направлено в Постоянный комитет Союзного государства. Возможно, в I квартале 2013 года мы с коллегами уже сможем рассмотреть основные предложения по формированию перечня основных направлений и предельные объемы финансирования поддержки сотрудничества между регионами Беларуси и России в 2013 году.

Дмитрий:

На сегодняшний день большинство регионов России имеют договоры о сотрудничестве в области экономики, культуры, образования с Республикой Беларусь. Не пора ли объединить потенциал межрегионального сотрудничества на площадке Союзного государства? Могли бы депутаты Парламентского Собрания инициировать проведение форума с такой тематикой?

Виктор Косоуров:

Анализ договоров и соглашений заключенных между регионами России и областями Беларуси показал, что не все регионы имеют такие договора. Хотя сотрудничество на уровне конкретных российских и белорусских предприятий присутствует практически в каждом субъекте. Но такая работа не имеет чёткой систематизации и законодательной поддержки властей. В связи с этим не используется весь возможный потенциал межрегионального сотрудничества. Учитывая то, что в Парламентском Собрании работают представители различных регионов и областей, в частности Совет Федерации сформирован из представителей субъектов РФ, мы хорошо представляем потребности и возможности своих регионов, знаем людей заинтересованных в развитии сотрудничества наших стран. Парламентское Собрание действительно могло бы стать той эффективной площадкой, где сконцентрируются люди и идеи, совместная работа которых позволит возобновить или развить существующие связи. А депутаты со своей стороны сделали бы все для того чтобы законодательно обеспечить этот процесс.

Антон:

Соответствуют ли сегодняшние научные разработки в рамках программ Союзного государства международным стандартам? Мы можем говорить об их конкурентоспособности?

Виктор Косоуров:

Безусловно, можно говорить о том, что разработки в рамках программ и созданные опытные образцы могут составить конкуренцию на международном ранке. Примером тому служит реализация ряда программ под шифром "Космос", "Скиф", "Нанотехнология-СГ" и многих других. Научно-технические программы "СКИФ" Союзного государства направлены на создание технологий высокопроизводительных вычислений и аппаратно-программных комплексов, предназначенных для моделирования сложных процессов и объектов. Последовательность реализации программ Союзного государства направления "СКИФ" нацелена на преодоление отставания стран участников Союзного государства в области информационных технологий. Результаты реализации двух предыдущих программ "СКИФ" и "СКИФ-ГРИД" вывели Союзное государство в число пяти ведущих мировых держав в области технологий создания суперкомпьютеров. На ближайшую перспективу намеченные к реализации программы "СКИФ-НЕДРА" и "СКИФ-СОЮЗ" призваны закрепить эти позиции и обеспечить прикладное применение разработанных технологий для повышения эффективности использования энергетического потенциала Союзного государства и создания базового сегмента киберинфраструктуры Союзного государства соответственно.

Алла:

Каким образом можно заявить идею программы в рамках Союзного государства?

Виктор Косоуров:

Самый простой способ заявить идею программы, на мой взгляд, это принять участие в информационном форуме союзных программ. Он ежегодно проводится специально для этих целей. По сути, это "ярмарка идей и предложений" о новых разработках в рамках Союзного государства. Здесь собираются компетентные представители заинтересованных организаций различных уровней власти и научного сообщества двух стран. Именно здесь Вы можете представить свой проект. Форум позволяет обобщить опыт реализации программ Союзного государства в различных сферах и определить наиболее перспективные проекты для их последующей реализации под эгидой Союзного государства. И должен отметить, как правило, одобренные на форумах разработки в дальнейшем реализуются не только как программы Союзного государства, но и в рамках других национальных программ наших стран. Кроме этого, существует Порядок разработки и реализации программ Союзного государства, который регулирует, в том числе, вопросы контроля, подведения итогов и внесения изменений в программы Союзного государства. Вам необходимо в установленной данным порядком форме оформить Вашу идею. Необходимо отметить, что проект должен содержать краткое описание Вашей идеи или предлагаемой проблемы, обоснование актуальности ее решения в рамках Союзного государства, варианты решения задач и перечень намечаемых основных мероприятий, а также смету или предложения по финансовому обеспечению проекта и предварительную оценку ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы. Проект подлежит согласованию с экономическими и финансовыми министерствами наших стран и Постоянным Комитетом Союзного государства. После завершения согласования проект направляется в правительства государств-участников для одобрения, после чего вносят его на рассмотрение Советом Министров Союзного государства, где проект может быть одобрен и даны соответствующие поручения по реализации данной программы.

Дмитрий:

Каковы итоги VII форума Союзных программ? Что нужно сделать, чтобы стать участником форума союзных проектов?

Виктор Косоуров:

Виктор Косоуров на онлайн-конференции

На днях завершился VII Форум союзных программ, в котором я принимал участие. Это очень интересное мероприятие, где были представлены и определены наиболее перспективные проекты для реализации под эгидой Союзного государства. Форум прошел очень содержательно, с участием высокого представительства гостей. В программу были включены рефераты и презентации докладов по различным тематическим направлениям. Было озвучено всего около 30 новых проектов. Форум союзных программ – это дискуссионная площадка для профессионалов, где одни предлагают свои разработки, а другие заинтересованы в их практической реализации на благо наших стран. Именно здесь, на мой взгляд, определяется будущее направление развития общего экономического пространства Союзного государства. В этом году были интересные предложения в сфере информационно-телекоммуникационных систем и технологий, новой индустрии наносистем, медицины, фармацевтики и рационального природопользования, включая новые источники энергии. Для участия в форуме союзных проектов, как я уже упоминал, прежде всего, нужно иметь реальное, обоснованное предложение по решению какой либо проблемы Союзного государства, т.е. разработанный проект программы, соответствующий установленному порядку. Необходимо заранее отправить заявку на участие в форуме в Постоянный комитет Союзного государства. Форум проводится ежегодно.

Василий:

Существует ли при Союзном государстве программа помощи или поддержки молодых предпринимателей по реализации перспективных российско-белорусских проектов, бизнес-планов?

Виктор Косоуров:

На сегодняшний день в рамках Союзного государства подобные программы пока не утверждены и не финансируются. Однако на прошедшем только что VII Форуме проектов программ Союзного государства было предложено создать совместный российско-белорусский бизнес-акселератор "Молодежный инновационный центр". Кроме того, есть ряд интересных начинаний на уровне межгосударственных отношений. Например, российский фонд "Сколково" создает в Беларуси инвестиционную структуру, которая позволит белорусским IT-компаниям получать финансовые средства на реализацию перспективных проектов. С белорусской стороны в этом проекте участвует Парк высоких технологий. Планируется, что белорусские разработчики будут получать финансирование из российского фонда, оставаясь при этом резидентами республики. И поскольку им не потребуется регистрировать юридическое лицо на территории России, то деньги будут вкладываться в белорусские юридические лица, которые при благоприятном развитии событий смогут дорасти до уровня холдингов.

Андрей:

Как Вы считаете, можно ли говорить об успешной реализации союзных программ, если до сих пор нет определения собственности Союзного государства и никаких документов ее подтверждающих? И есть ли какие-то доходы от реализации программ?

Виктор Косоуров:

Поставлен очень серьезный и актуальный вопрос. Отмечу одну особенность реализации программ Союзного государства: нематериальные результаты существенно превышают материальные. Созданные материальные объекты в большинстве своем являются опытными образцами, и возможности их использования для пополнения бюджета Союзного государства ограничены. В то же время полученные в рамках реализации программ нематериальные активы (это разработки, технологии, рационализаторские решения, другие ноу-хау) могут стать существенным источником пополнения бюджета. Но на сегодняшний день отсутствует единый порядок учета и распоряжения результатами интеллектуальной деятельности, полученными в государствах-участниках за счет средств бюджета Союзного государства, что не позволяет закрепить правовой статус совместно создаваемой собственности в рамках реализации научно-технических программ и урегулировать вопросы ее использования. Нематериальные ресурсы по большинству программ не выявлены, не учтены и не охраняются от незаконного использования другими лицами и организациями, что не исключает ситуации, когда результаты выполнения союзных программ окажутся чужой собственностью. Постоянный Комитет Союзного государства и Парламентское Собрание Союза Беларуси и России ведут работу, направленную на решение данных вопросов. В настоящее время уже разработана и утверждена Концепция управления собственностью Союзного государства и Методика выявления и инвентаризации имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, имущества, переданного государствами – участниками в собственность Союзного государства, и иного имущества, поступившего в собственность Союзного государства. До настоящего времени отсутствует документ, который определял бы порядок отнесения имущества к собственности Союзного государства и порядок его регистрации, а также не определен и не создан орган, ответственный за управление союзным имуществом. Работу по согласованию проектов нормативных актов регулирующих вопросы собственности Союзного государства ведут профильные министерства и ведомства Республики Беларусь и Российской Федерации. Советом Парламентского Собрания направлено обращение по данному вопросу на Высший Государственный Совет. Государственный секретарь Союзного государства заверил, что вопрос с союзной собственностью будет решен до конца нынешнего года. Хочется верить, что так и будет.

Светлана:

Видите ли Вы конкретные предприятия в России и Белоруссии, объединив потенциал которых, можно было бы создать продукцию Союзного государства, лидирующую на мировом рынке?

Виктор Косоуров:

Я думаю, что у всех на слуху наиболее крупные проекты по объединению белорусских и российских предприятий. Например, объединение белорусского "Гомсельмаша" и российского "Ростсельмаша", призванное насытить довольно емкий внутренний рынок кормоуборочными и зерноуборочными комбайнами. Или, например, широко обсуждаемое объединение активов (белорусского МАЗа и российского КамАЗа), Минского завода колёсных тягачей и российского ГАЗа, ОАО "Беларуськалий" и ОАО "Уралкалий". Теоретически слияние этих компаний позволит повысить конкурентоспособность белорусских и российских предприятий, добиться снижения издержек, увеличения объемов производства, не говоря уже о росте реализации продукции и создании новых устойчивых, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Подобные объединения – из числа стратегических. Но есть еще и менее известные, но не менее перспективные планы сотрудничества. Например, в Новосибирской области, интересы которой я представляю в Совете Федерации. В мае этого года на встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с губернатором Новосибирской области Василием Юрченко обсуждались возможности создания в Новосибирской области сборочных производств белорусской техники. По мнению Василия Юрченко, следует активнее использовать потенциал машиностроительного комплекса Новосибирской области. В частности, он предложил задействовать его для совместного производства сельскохозяйственной техники на взаимовыгодных условиях, дополняя друг друга и объединяя конкурентные преимущества. Еще одно перспективное направление – сотрудничество в строительной сфере. Беларусь может поделиться своими наработками в проектировании, модернизации и ремонте зданий. В свою очередь белорусскую сторону заинтересовал недавно введенный в строй современный выставочный комплекс «Сибэкспоцентр». Во время встречи также были подробно обсуждены возможности по объединению научных потенциалов Беларуси и Новосибирской области. Присутствовавший на встрече директор института лазерной физики Сибирского отделения Российской академии наук Сергей Багаев отметил целесообразность привлечения ученых НАН Беларуси к работам по созданию новых прорывных технологий. С этой целью он предложил создать специальную рабочую группу, которая займется проработкой возможностей для взаимодействия по таким прорывным направлениям. По итогам 2011 года товарооборот между Беларусью и Новосибирской областью составил более 200 млн. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился почти на 85 млн. долларов США, или на 73,5%. В 2012 году Беларусь поставляет в Новосибирскую область в основном тракторы, грузовые автомобили, пластмассовую тару. В настоящее время в Новосибирской области белорусские предприятия создали 4 сборочных производства в основном в сфере производства тракторных деталей и агрегатов.

Алина:

По какой причине вы стали депутатом Парламентского Собрания? Каковы ваши полномочия на этом посту?

Виктор Косоуров:

Виктор Косоуров на онлайн-конференции

Международные вопросы всегда были в поле моей деятельности. Еще во время работы в Счетной палате Российской Федерации я руководил направлением деятельности Счетной палаты по контролю расходов федерального бюджета на международную деятельность, к компетенции которого, в том числе, относился контроль расходов на деятельность Союзного государства. Мне знакомы не понаслышке все проблемные вопросы. Я считаю, что моя работа в качестве депутата Парламентского Собрания в строительстве Союзного государства будет плодотворна и полезна, пойдет на благо наших граждан. Вы должны понимать, что Парламентское Собрание Союза Беларуси и России является, на сегодняшний момент, представительным и законодательным органом. В соответствии с этим, мы как депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России проводим унификацию национальных законодательств Беларуси и России и обеспечиваем взаимодействие парламентов наших стран. Мы наделены полномочиями по принятию бюджета и принятию отчетов о его исполнении. В круг наших обязанностей входит широких спектр задач международного характера: ратификация международных договоров, заключаемые от имени Союзного государства; заключение соглашений о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союзное государство, и парламентскими организациями. В этой связи стоит отметить, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России выполняет законодательные функции в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года до выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства.

Валентин Сергеевич:

Кто контролирует выполнение программ Союзного государства? И участвуют ли в этом депутаты Парламентского Собрания?

Виктор Косоуров:

Депутаты Парламентского Собрания самым пристальным образом отслеживают ход выполнения программ Союзного государства. На заседания комиссии по экономической политике приглашаются государственные заказчики, представители Постоянного Комитета Союзного государства, контрольных органов Союзного государства, а также и исполнители программ для доклада о состоянии дел по реализации программ, по результатам докладов депутатами принимается решение с предложением мер воздействия госзаказчикам и исполнителям в случае, если это необходимо. Существует несколько форм отчетности о ходе выполнения мероприятий программ. Ежегодно сводная аналитическая информации о ходе реализации программ представляется Постоянным Комитетом Союзного государства Совету Министров Союзного государства. Вопросу контроля посвящен целый раздел Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, о котором я упоминал сегодня. Кроме того, ежегодно проводятся контрольные мероприятия контрольно - счетных органов наших стран, которые осуществляют проверку исполнения мероприятий за счет средств национальных бюджетов.

Илья Никонов:

Существует мнение, что Конституционный акт Союзного государства принят не будет. На современном этапе речь идет о союзе суверенных государств. Обсуждали ли депутаты вариант основополагающего документа для такого международного союза или возможно изменение существующего документа?

Виктор Косоуров:

Прежде всего, хотел бы отметить что "Союзное государство" базируется на принципах суверенного равенства государств-участников. В Договоре о создании Союзного государства сказано, что каждое государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий. Вопрос принятия Конституционного Акта Союзного государства отнюдь не снят с повестки дня. Работа над ним доведена специальной российско-белорусской комиссией до стадии внесения проекта на рассмотрение Высшего Государственного Совета Союзного государства. Что касается обсуждения основополагающего документа для иной формы государственно-правового объединения Беларуси и России, считаю это преждевременным. В целом же в дальнейшем возможна более тесная интеграция, в том числе и в рамках Союзного государства, поскольку те или иные формы государственно-правового сотрудничества самостоятельных государств определяются экономическими, политическими и иными уровнями развития самих этих государств.

Инга:

Могли бы Вы назвать самый успешный проект Союзного государства и самый провальный?

Виктор Косоуров:

Виктор Косоуров на онлайн-конференции

Определение самого успешного проекта Союзного государства – это приятная необходимость выбирать между хорошим – и еще более хорошим. Потому что успешных проектов много. Успешной оказалась сама идея Союзного государства. Оно состоялось и еще долгое время будет ориентиром для многих интеграционных образований на постсоветском пространстве. Успешна интеграция в оборонной сфере. Несомненны успехи в области социальной политики. Межгосударственными соглашениями белорусам и россиянам предоставлены равные условия в социальном обеспечении, в получении медицинской помощи, в доступе к услугам лечебно-оздоровительных учреждений, в свободном передвижении, выборе места пребывания, трудоустройстве. Скажу больше – нормативно-правовая база Союзного государства в социальной сфере, а также согласованная политика Российской Федерации и Республики Беларусь по созданию общего рынка труда, миграционная политика Союзного государства стали примером и основой для решения ряда вопросов социальной направленности в рамках формирования Единого экономического пространства. У Союзного государства много успешных экономических проектов. При этом союзная программа по производству суперкомпьютера "СКИФ" успешна настолько, что вопросы закрепления прав собственности на ее результаты стали весьма актуальны. При реализации программы "СКИФ" за счет концентрации усилий разработчиков России и Беларуси были получены результаты мирового уровня в области создания суперкомпьютерных систем и сделаны первые шаги по их использованию в решении прикладных задач. СКИФ К-500 и СКИФ К-100 были включены в текущие списки ТОП-500 самых высокопроизводительных установок в мире. И буквально на днях Правительство Российской Федерации одобрило представленную Министерством образования и науки концепцию научно-технической программы Союзного государства "СКИФ-НЕДРА". Концепцию поручено внести в Совет Министров Союзного государства. Что касается второй части вопроса, то я бы не стал называть провальным ни одно из начинаний Союзного государства. Есть проблемные, есть те, решение которых постоянно откладывается, и процесс этот тянется годами. К их числу, например, относится введение единой валюты. Изначально планировалось, что в соответствии с Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства единая денежная единица будет введена к концу 2005 года. Но дальше переговоры зашли в тупик, а затем и просто пошли по кругу. Белорусская сторона считает, что введение единой валюты должно венчать процесс интеграции, то есть по времени идти после принятия Конституционного Акта. Российская сторона не увязывает эти события в такой жесткой последовательности. Отдельно дискутируется вопрос о количестве эмиссионных центров: Россия видит один и на своей территории, Беларусь – два, по одному в каждом из государств-участников. Этот спор пока разрешения не нашел, и сроки введения единой валюты постоянно переносятся на более позднее время. Однако даже в этой ситуации я не стал бы говорить о провале проекта, поскольку определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, Высшим Государственным Советом на заседании 3 февраля 2009 года был одобрен План совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, подписанный главами правительств Беларуси и России 30 января 2009 года в ходе заседания Совета Министров Союзного государства. Этот комплексный документ, который продолжает действовать и сегодня, предусматривает, помимо прочего, проведение согласованных действий по расширению использования российского рубля в расчетах по внешнеэкономическим сделкам, а также подготовку межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля в расчетах между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации, обеспечивающего переход на систему платежей в российских рублях во внешней торговле. Наконец, не будем забывать, что бюджет Союзного государства рассчитывается в российских рублях.

Андрей:

Первооснову российско-белорусских отношений составляет наша общая культура, традиции и история. На этом было основано Союзное государство. Взрослое поколение это понимает, но как, учитывая взгляды современного молодого поколения, заинтересовать молодежь в союзе с Беларусью и ближайшими странами?

Виктор Косоуров:

Вы правы, наш союз сложился, руководствуясь волей народов России и Беларуси к единению и опираясь на общность исторических судеб. Однако, сегодня, задумываясь о нашем будущем, мы должны ориентироваться на современную молодежь и ее интересы. Юные граждане наших дней более раскованы, демократичны во взглядах, гибче и лояльней в отношении происходящих перемен. В то же время в силах старшего поколения способствовать формированию у молодых людей интереса к идеям интеграционных процессов. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо проводить общую информационную политику. Учитывая стремительное развитие сферы IT-технологий, использовать различные формы коммуникации, в том числе, внедрение образовательных и развлекательно-обучающих программ в школах, вузах и интернет-порталах, неформальные встречи депутатов Парламентского Собрания и других уполномоченных представителей органов Союзного государства с молодежью, создание информационных центров и многое другое. Парламентское Собрание давно идет по этому пути, проводит активную политику в сфере работы с детьми и молодежью. Об этих вопросах, а также актуальных проблемах патриотического воспитания молодежи в Союзном государстве шла речь на только что проведенном Комиссией по социальной политике Парламентского Собрания семинаре в г.Минске. Широкий перечень и различный формат мероприятий молодежной направленности в рамках Союзного государства содействуют максимальному вовлечению молодых граждан в процесс единения народов Беларуси и России и формированию духовно-нравственного и патриотического сознания молодежи. Так, ежегодно проводятся олимпиады и спартакиады для детей и школьников, творческие и музыкальные фестивали для юношей и девушек. Учащиеся суворовских военных и кадетских училищ Беларуси и России имеют возможность отдыхать в санаториях на территориях наших стран. В этом году состоялась Международная олимпиада по интеллектуальной собственности для старшеклассников, участвовало более 11 тысяч учеников 10-11 классов России, Беларуси и Казахстана. В Совете Федерации проходила встреча с финалистами мероприятия. Были вручены призы, главный из которых сертификат на право бесплатного обучения в Российскую государственную академию интеллектуальной собственности. Кроме того, при содействии депутатов Парламентского Собрания реализован ряд нетривиальных широкомасштабных проектов тематической направленности. Это художественный фильм "Брестская крепость", который многие наверно уже посмотрели и оценили его по достоинству. Это военно-патриотический маршрут, посвященный 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, который стал для ребят в возрасте 14-17 лет практически курсом истории и вызвал у них интерес в организации повторных или подобных проектов. Более того из бюджета Союзного государства выделено более 80 млн. российских рублей на воссоздание памятников защитникам Отечества. Воссоздан памятник Героям 1812 года в г. Полоцке, и в 2012 году открылся аналогичный памятник в п. Красный Смоленской области. В этой связи хотел бы добавить, что процессу строительства Союзного государства не хватает поддержки со стороны СМИ, возможно, потому что освещение темы строительства Союзного государства не является приоритетом. Таким образом, мероприятия Парламентского Собрания, деятельность союзных парламентариев и процесс интеграции Беларуси и России в целом остаются недостаточно освещены в СМИ. В Союзном государстве достаточно информационных поводов, чтобы заинтересовать аудиторию. Нужно работать в этом направлении.

Антон:

Некоторые депутаты Союзного парламента считают, что бюджет Союзного государства необходимо увеличивать в 2 раза. Есть ли необходимость такого шага? На какие программы не хватает средств?

Виктор Косоуров:

Виктор Косоуров на онлайн-конференции

Я считаю, что в принципе вопрос поставлен правильно. В 2-3 раза или на сколько-то процентов, но совершенно очевидно, что то топтание наше с бюджетом около 4-5 млрд последние лет 5, а может, даже больше - естественно, никого не устраивает, и прежде всего нас, депутатов. Я считаю, что эта возможность появится с завершением большой, серьезной и затянувшейся работы по созданию нормативно-правовой базы. По сути дела, это создание тех программ, над которыми мы работаем. Максимум в первой половине следующего года эти материалы должны быть готовы. Нормативно-правовой документ по союзной собственности даст возможность вести работу по увеличению бюджета. Сегодня бюджет формируется в пропорции 35 и 65 %, есть возможность формировать его в 2-3 раза больше за счет увеличения союзной собственности - мы считаем, что это вполне по плечу.

Сергей:

Когда будет проведена ревизия союзных программ? Много ли из них неэффективных?

Виктор Косоуров:

Сама постановка вопроса - ревизия программ не совсем верна. В режиме онлайн постоянно идет контроль за ходом и исполнением союзных программ. И одна из основных функций парламентской комиссии - контроль за ходом исполнения программ союзного государства. Я должен с удовлетворением сказать, что в течение последних двух лет уровень исполнения программ составляет 97-98%, это достаточно высокий уровень. Контроль идет прежде всего со стороны заказчика. Не все, правда, ведут себя должным образом, и кое-кто из заказчиков ведет себя спустя рукава. Есть также постоянное внимание со стороны контрольных органов Беларуси и России. Таким образом трехступенчатый контроль создает условия исполнения программ.

Валерий:

Насколько экономическая интеграция Беларуси и России согласуется с экономической интеграцией в рамках ЕЭП и с членством России в ВТО?

Виктор Косоуров:

Уже неоднократно на эту тему отвечали и лидеры наших государств, и многочисленные эксперты, хотя разговоров, конечно, ведется очень много, и у экспертного сообщества бывают разные, в том числе и противоречивые суждения. Если говорить о ВТО - я на протяжении последних двух лет достаточно плотно взаимодействовал с комиссией по вступлению в ВТО, и хочу сказать, что наша страна вошла в ВТО, максимально отстояв интересы своих производителей. С другой стороны, я считаю, что благодаря большой работе, которая сегодня проводится Белоруссией, возможно, по оптимистичным прогнозам некоторых экспертов, она тоже может стать членом ВТО в ближайшее время. В то же время уже сейчас ведется большая работа по гармонизации нашей нормативной базы. Что же касается интеграции в рамках Единого экономического пространства - здесь нет противоречия, многие вопросы построения этого пространства основываются на тех наработках, которые есть у Союзного государства.

Игорь Сергеенко:

Добрый день! Не останется ли "за бортом" Союзное государство Беларуси и России после создания Таможенного союза и дальнейшего его развития?

Виктор Косоуров:

Нет, и это моя твердая и уверенная позиция. Мне неоднократно приходилось участвовать в различного рода дискуссиях после создания Таможенного союза. Но я считаю, и я убежден в этом, что наработки в рамках Союзного государства создали условия для создания Таможенного союза и в перспективе – Евразийского союза трех государств. Единое экономическое пространство – это прежде всего объединение конкурентоспособных экономик трех стран и продвижение единого экономического пространства. Что же касается Союзного государства, то здесь у нас много общих составляющих, и ВЭД, и культура, и здравоохранение, и наработка общих пенсионных вопросов, и многие вопросы, которые не были решены ранее. Любая интеграция ведет к созданию более сложной и более серьезной модели. Но сегодня Союзное государство было и есть и остается, в моем понимании, на многие десятилетия.

Игорь:

На Ваш взгляд, должна ли экономическая интеграция России и Беларуси привести к интеграции политической?

Виктор Косоуров:

Отчасти уже отвечал и касался в других ответах на вопросы этой темы. Я убежден, что любая интеграция направлена на сближение, на максимальную консолидацию усилий, в том числе в области политической. Но сегодня мы говорим больше о совершенствовании интеграционных процессов между Россией и Белоруссией. У нас не решен целый ряд старых проблем. Одна из них – проблема создания, сохранения и использования союзной собственности. С другой стороны – формирование союзных программ. С одной стороны, я говорил, мы достигли хороших показателей исполнения бюджета - 90% и выше, но с другой стороны, целый ряд программ проходят многочисленные утверждения и согласования, что занимает до двух лет. Большинство из этих разработок требуют проведения научно-исследовательских работ, а по прошествии времени теряется смысл разработки этих программ. Первоочередные задачи интеграции – в отработке многочисленных проблем, которые есть в нашем взаимодействии. А что касается интеграции политической – я думаю, это вполне возможно, но это не сегодняшний день.

Владимир Крючков:

Добрый день! Виктор, последние годы большинство населения Российской Федерации и Беларуси не может не тревожить ослабление славянских народностей на постсоветском пространстве. В связи с этим возникает резонный вопрос о формировании не только экономических взаимосвязей, но и восстановления политической составляющей в бывших союзных республиках, и в том числе денежной единицы. Как вы оцениваете введение на территории Беларуси денежной единицы российский рубль, а также видите ли вы в перспективе формирование политических институтов двух стран. Расскажите, на какой стадии находится формирование союза с Казахстаном, разрабатываются ли программные документы? Ведь вопрос о формировании экономического союза Россия - Беларусь - Казахстан был одним из ключевых программных тезисов предвыборной кампании Владимира Путина.

Виктор Косоуров:

Вопрос очень большой и всеобъемлющий. Я постараюсь на него ответить кратко. Во-первых, на две трети этого вопроса у меня есть ответы в этой конференции. Эта работа идет полным ходом. Я думаю, что здесь не открою секретов, достаточно активно информируется наше сообщество об этой большой и серьезной работе, но что касается, как она движется – достаточно сказать, что в этом году создан наднациональный орган, Евразийская комиссия. Это очень серьезный шаг, которых в практике взаимодействия не было ранее. Сейчас трудно делать выводы, но даже по предварительным результатам неполного года работы этого органа, все участники хозяйственных отношений наших стран констатируют его высокую эффективность, способность решать в высоком темпе достаточно конструктивные и серьезные вопросы.

Андрей:

Добрый день! Интересуют перспективы интеграции в рамках космической отрасли. Планируется ли использовать микроэлектронные мощности белорусских производств для российских аппаратов? Какие планируются еще проекты, кроме запусков спутников? Спасибо.

Виктор Косоуров:

Что касается создания новых космических аппаратов, то уже существует союзная программа, направленная на создание новых средств дистанционного зондирования Земли. В перспективе Белоруссия планирует совместно с Россией запустить спутник с еще большим разрешением. Запуск белорусско-российского аппарата "Канопус-В" положил начало формирования группировки спутников, которая будет использована в интересах Союзного государства. И разработка этих проектов позволит расширить возможности Беларуси и России в различных сферах.

Виктор Кузнецов:

Решается ли проблема признания идентичности водительских удостоверений граждан России и Беларуси?

Виктор Косоуров:

Я думаю, вряд ли в этом есть проблема, хотя, может быть, я и не посвящен во что-то. На мой взгляд, водительские удостоверения россиян признаются в Белоруссии, и наоборот. И вряд ли здесь есть какая-то проблема, с точки зрения использования национальных документов на территории наших стран. Что же касается абсолютной идентичности – я думаю, как и по другим документам, это вопрос второго порядка, когда у нас уже будет речь вестись о следующем этапе интеграции наших стран.

Завершающее слово Виктор Косоуров:
Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто проявил интерес к теме нашего разговора, за те вопросы, которые вы задали. На самом деле это вселяет оптимизм и уверенность в правильности нашей работы, и приводит к мысли, что нам нужно как можно чаще встречаться и выходить с рассказом о тех событиях, которые происходят в рамках Союзного государства, чтобы предоставлять как можно больше информации для населения. Благодарю за внимание.

 

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции.

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции