О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Когда россияне будут ездить на электромобилях?

Электромобиль
Электромобили, о которых еще недавно говорили в будущем времени, уже стали реальностью. Этот безопасный и экологичный вид транспорта завоевал сотни тысяч сторонников по всему миру. Однако развитие электротранспорта возможно только при условии эффективного частно-государственного партнерства. И во многих странах эта модель успешно реализуется. Так, по данным на апрель 2011 года, 15 из 27 государств-членов Европейского Союза предоставляют налоговые стимулы для электротранспортных средств. Стимулы состоят из налоговых льгот и освобождений, а также премиальных выплат для покупателей электромобилей. О перспективах развития рынка электротранспорта в России рассказали: - коммерческий директор ООО "Лиотех" Владимир АРОНЧИК; - технический директор компании МОБЭЛ Сергей ИВАНОВ; - старший инвестиционный менеджер ОАО "РОСНАНО" Михаил МАРЧЕНКО; - заведующий лабораторией "Процессы в химических источниках тока" Института физической химии и электрохимии имени А.Н.Фрумкина РАН Александр СКУНДИН.
Вступительное слово, Владимир Арончик :
Добрый день. Мы сегодня хотим провести конференцию, для того чтобы достаточно здорово уже нагретая тема электротранспорта стала более понятна и более реальна. Много презентаций электрических автомобилей проходит в Москве, много новостей о том, что в Европе что-то появилось. Хотим ответить на вопросы о том, как быстро мы это увидим и реально ли это на наших дорогах в России.

Ответы на вопросы
Марина:

Какие автопроизводители готовы изготавливать электромобили? Насколько они мощные и вместительные? Где их можно "заправлять"? И сколько будет стоить "топливо"?

Сергей Иванов :

Владимир Арончик и Сергей Иванов

Сейчас в данный момент в частности на нашем рынке уже представлены серийные автомобили компании "Mitsubishi", они продаются, их можно купить, первая партия поступила в салоны в июле. В следующем году уже появится второй автомобиль, производимый в России, это автомобиль компании "Renault". В мире уже сейчас продается электромобиль Nissan-Leaf. Конкретно по вопросу, второй его части, Renault и Nissan - достаточно вместительные автомобили среднего класса. Где их можно заправлять? Компания МОЭСК уже сейчас занимается установкой зарядных станций по Москве, предполагается установить в этом году 28 зарядных станций. А топливо будет в шесть раз дешевле, эквивалент, чем бензин.

Наташа:

Михаил, а у вас самого электромобиль? Видела ролик - там легковой электромобиль заряжается на парковке у дома. Как вы себе это реально представляете у нас. Вот многоквартирная девятиэтажка, во дворе машины колесами на тротуар запаркованы. Мне что с 7-го этажа переноску тянуть. А пробки не будут вылетать? На ночь не оставишь, за полчаса хотя бы зарядить можно?

Михаил Марченко:

У меня обычный автомобиль. И я бы вопрос о переходе на электротранспорт рассматривал в два этапа. Сначала появится общественный электротранспорт, и в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, для этого вся инфраструктура уже существует, в частности на базе троллейбусных и трамвайных депо относительно легко можно создать базу для электроавтобусов. И существенно сократить городские затраты на поддержание инфраструктуры для троллейбусов и трамваев, возможно, даже в будущем демонтировать трамвайные пути. Что же касается инфраструктуры для индивидуальных электромобилей, то здесь, как уже сказали мои коллеги, работает компания МОЭСК по созданию стационарных зарядных станций. Кроме того, существует решение с портативными зарядными станциями, которые можно будет достаточно быстро развернуть по всему городу. Могу привести пример того, как это работает в Европе, например, в Финляндии. Там почти у каждого бизнес-центра, рядом с каждым парковочным местом есть розетка, выведенная специальным устройством, куда можно подключить электромобиль, припарковав его. Наверное, со временем у нас появится похожая инфраструктура.

Борис:

Скажите, будет ли субсидироваться активной части населения проезд на общественном ЭТС (может, будет меньший тариф за счет экономии на обслуживании ЭТС)?

Владимир Арончик :

Владимир Арончик

Вопрос формирования цены находится в ведении региональных и муниципальных властей. Формирование тарифов – это вопрос комплексный, и текущая стоимость проезда формируется не только из стоимости обслуживания. Но, безусловно, электротранспорт - более экономичный, и, наверное, можно будет ставить вопрос о снижении тарифов на ЭТС.

Игорь:

Я слышал, что при механических воздействиях (например, ДТП) литий-ионные батареи могут взорваться. Что вы можете сказать про безопасность ЛИА Лиотех?

Владимир Арончик :

В случае ДПТ риск детонации бензина гораздо выше, чем риск взрыва аккумулятора. Современные литий-ионные батареи ни в процессе эксплуатации, ни при ДТП не взрываются. Более того, в любом транспорте вопрос безопасности стоит на первом месте. Также как ваше топливо находится в топливном баке, литий-ионная батарея в автомобиле размещается в специальном металлическом контейнере. И располагается вне зон контролируемой деформации, которая предусматривается на случай ДПТ в любом автомобиле. Особенностью литий-ионных батарей "Лиотех" является то, что они не только изготовлены в жестком конструкционном корпусе, в отличие от продукции других производителей, а еще и прошли тестирование в компании AVL в Австрии. Один из тестов – проверка на герметичность и прочность в различных условиях эксплуатации.

Иван Иваныч:

Электротранспорт это конечно хорошо, а кто его чинить будет и где заряжаться? Мы же не как в США в коттеджах живем?

Сергей Иванов :

Надежность электротрансмиссии значительно выше, чем силовые установки традиционного автомобиля. В случае электромобиля подобная замена будет значительно дешевле и проще.

Вероника:

Уважаемый Владимир, недавно видела сюжет на телеканале Ермак с Иннопрома 2011. Где Ваш коллега рассказывал, что ваши аккумуляторы подходят и для общественного транспорта. Много наслышана, что именно автобусы очень загрязняют воздух, поэтому везде в Европе и развитых странах уже давным-давно встречается электрический общественный транспорт. Скажите, пожалуйста, планирует ли ваша компания заниматься переоборудованием именно общественного транспорта и есть ли какие-то конкретные примеры? Спасибо!

Владимир Арончик :

Действительно, в Европе, и что особенно интересно, в Азии общественный электротранспорт применяется  уже несколько лет. Мы занимаемся сейчас проектами по переоборудованию и созданию новых автобусов. И в ближайшее время конкретные примеры можно будет увидеть на улицах Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга. А в последствии и других крупных городов. В частности, в Новосибирске уже сертифицирован и успешно эксплуатируется троллейбус с автономным ходом, который используется для обслуживания населения в новых микрорайонах, где пока нет контактной сети. Опыт эксплуатации успешный, и есть запросы из других городов на аналогичные решения. При этом, перспективным является создание электробусов с пробегом от одной зарядки более 250 километров.

Владимир:

Хватит ли электричества, если будет заряжаться весь электротранспорт сразу? Например, в Москве сразу захотят зарядить 100 автобусов. Выдержит ли сеть нагрузку.

Владимир Арончик :

Одной из задач, которую пытаются решить энергетики в любой стране мира, является необходимость поиска потребителей электричества для ночного периода, когда потребление в сети в разы ниже, чем в дневное. Для электрических сетей более безопасным и правильным является постоянный уровень нагрузки. Применение электротранспорта, его зарядка в ночное время позволит выровнять загрузку генерирующих сетей, принесет дополнительный доход в бюджет и за счет равномерности нагрузки уменьшит вероятность аварий в сетях, что, очевидно, важно для всех.

Анна:

Почему при наличии достаточно большого числа разработок в отношении экологичного и безопасного транспорта, который не требует использования нефти как топлива, внедрение их происходит крайне медленно?

Сергей Иванов :

Сергей Иванов

На самом деле коммерчески доступных реализуемых разработок не так много. В частности, газ, который используется в большей части в Москве, газомоторное топливо, его трудность в создании структуры, которая так до сих пор и не создана. К примеру, в Европе использование популярного несколько лет назад биотоплива, как сейчас оказалось, повышает цены на продукты питания.И альтернативы до сих пор нет. Поэтому одно из направлений экологизации транспорта - это электромобили.

Виктория:

Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как программы развития электротранспорта внедряются в Европе. Какой процент от автотранспорта составляют электромобили? Есть ли данные, как это сказывается на экологии по прошествии определенного количества лет? Спасибо заранее.

Владимир Арончик :

По данным маркетинговых агентств, к концу 2012 года предполагаемый объем продаж электротранспорта составит более 2 млн. единиц в мире. При этом наиболее активно программа по развитию и поддержке электротранспорта внедряется в Германии, Дании, а также в таких странах как Китай, США и Япония. Программы разного типа предполагают субсидирование при приобретении электротранспорта, освобождение от транспортных и иных налогов, предоставление бесплатной парковки или, как пример, бесплатного въезда в центр города для электротранспорта там, где для других транспортных средств въезд платный. Экологический эффект в тех районах города, где можно запретить использование любых видов транспорта, кроме электрического, наблюдается достаточно быстро. Достаточно просто померить уровень СО. Одна из цифр, которая предоставлена независимыми источниками, говорит о том, что традиционный транспорт в Москве выбрасывает в окружающую среду до 50 килограмм вредных веществ в год на каждую единицу транспорта.

Галина Осенняя:

Уважаемые спикеры, безусловно, это инновации, которые интересны и очень желанны, но подскажите, пожалуйста, где и когда планируют создать заправки? Без электрозаправок, как мне кажется, нет смысла покупать электромобиль. Уверена, что это будет решающим фактором в покупке электромобиля у большинства. Потому что, даже если решить этот вопрос в столицах, как быть при выезде за МКАД и ЛКАД? Заранее спасибо.

Владимир Арончик :

Прежде всего, отметим, что электромобиль - это городской транспорт на первом этапе. И по мере развития заправки появятся на стоянках у супермаркетов, крупных торговых комплексах и, вероятно, офисных центрах. Предполагаемый пробег ЭТС на аккумуляторах "Лиотех" от одной зарядки составит около 250 километров. Рассчитывайте путь и путешествуйте с комфортом. Путь на дачу и обратно на электромобиле сегодня совершенно реален.

Юлиана:

Не будет ли такая машина ударять током?

Александр Скундин :

Не будет. Мы живем в век электричества, у нас есть чайники, утюги.

Иваныч:

Скажите, насколько я знаю, что на морозе никакие аккумуляторы не работают. Можно ли будет эксплуатировать электромобиль зимой или это только для теплого время года транспорт?

Владимир Арончик :

Одним из преимуществ литий-железофосфатных аккумуляторов "Лиотех" является широкий температурный диапазон эксплуатации. Эксплуатировать зимой можно. И современные разработки направлены на то, чтобы при этом не уменьшался пробег, и не возникало вопросов с зарядкой аккумуляторов.

Иваныч:

А есть нанотехнологии в современном автомобиле, которые улучшают его качество и при этом не делают дороже.

Михаил Марченко:

Михаил Марченко

В традиционном автомобиле существует два основных применения нанотехнологий. Первое – это покрытие на кузов стекла, существенно уменьшающий теплообмен с окружающей средой, что особенно актуально в очень жарких, либо в очень холодных странах. Второе – это уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Алексей:

Существует ли в России готовый к серийному производству электромобиль, или всё находится в разработках?

Сергей Иванов :

В России существуют прототипы легковых автомобилей, в настоящий момент проходящие испытания. Пробег на одной зарядке 170 километров, а разгонная динамика не хуже, чем у бензинового аналога.

Владимир Арончик :

Переход к серийному производству возможен только после прохождения всех тестов и сертификаций. Этот процесс занимает от 4 до 18 месяцев. Надеемся, что к концу 2012 года какая-либо из отечественных разработок появится в продаже.

Александра:

Как предполагается такая машина будет заряжаться? Подача бензина будет исключена? Или электродвигатель будет включаться на определенном этапе?

Владимир Арончик :

Существует три возможности для зарядки электротранспорта. Стандартная зарядка в течение 6-8 часов производится от сети в 220 вольт, от обычной домашней розетки. При этом на электромобиле используется бортовое зарядное устройство. При применении литий-ионных аккумуляторов есть возможность быстрой зарядки за 15-20 минут до 80% емкости. Такая зарядка осуществляется через специальный разъем и от специальной зарядной станции. Третья возможность – это так называемая ускоренная зарядка за 3-4 часа с последующим пробегом 40-50 километров. Терминал для ускоренной зарядки предполагается устанавливать на стоянках торговых центров и офисов.

Евгения:

Уважаемые господа! Электромобили - это здорово! Особенно с учетом экологической обстановки в Москве. Хорошо, накупят сознательные граждане электромобилей, а заряжать как? В смысле технология примерно понятна. Будут ли электрозаправки по всему городу? Кто и как будет решать этот вопрос? И еще. Поеду я, допустим, из Новогиреево по шоссе Энтузиастов летним утречком (то есть, возможно, с включенным кондиционером) в час пик до Белорусской. Смогу ли я на одном подзаряде доехать? И что я буду делать, если все-таки не доеду? Спасибо!

Владимир Арончик :

Со временем электрозаправки по городу будут, электромобили постоянно совершенствуются, и в будущем вы сможете доезжать не только от Новогиреево до Белорусской, но и от Балашихи в Крылатское. Если ваш электромобиль неожиданно разрядился, что маловероятно, так как есть индикация возможного остатка пробега и процента зарядки, то по мере распространения электротранспорта в Москве появятся мобильные зарядные станции, которые можно вызвать для быстрой подзарядки вашего электромобиля. Такие мобильные зарядные станции уже применяются в Китае и в Европе.

Екатерина:

Сколько будет стоить электромобиль в России?

Владимир Арончик :

Иностранные электромобили в настоящий момент предлагаются российским покупателям по цене от 1,7 млн. рублей. По мере развития электротранспорта цена снизится. Мы предполагаем, что российский электромобиль должен стоить, как минимум, на 40% дешевле.

Елена Петровская:

Каков срок службы аккумуляторов, которые используются на электромобилях?

Владимир Арончик :

Одним из факторов, раньше сдерживавших развитие электротранспорта, была высокая цена аккумуляторов и их малый срок службы. Аккумуляторы "Лиотех" позволяют не только изготавливать коммерчески интересные продукты, а еще и обладают длительным сроком службы, который сейчас составляет не менее семи лет (из расчета пробега в 600 000 километров).

Alexander Shashkin:

Михаил Марченко и Александр Скундин

Чтобы электромобиль захотели купить, он не должен сильно уступать автомобилю. Приведите сравнительные характеристики бензинового двигателя и двигателя электромобиля: разгон, запас хода, долговечность и прочее.

Владимир Арончик :

Динамика современного электромобиля отвечает всем современным требованиям. При этом, чем быстрее вы разгоняетесь и чем с более высокой средней скоростью двигаетесь, тем меньше будет расстояние, которое вы проедете. Желаемый режим эксплуатации электромобиля это разгон до 100 километров в час не быстрее 11 секунд, средняя скорость движения 80 километров в час. При таком режиме движения у существующих моделей электромобилей возможен пробег до 170 километров.

Александр:

Добрый день, известно, что для сертификации электрического транспортного средства в Европе (также США, Японии) требуется провести большое количество испытаний, а также серьезно вложиться в доводку, как батареи, так и самого электрического ТС. Вот только некоторые из правил, которым должно соответствовать электро-ТС в Европе: ECE R 100, 72/245/EWG, StVZO и прочие. Инвестируют в эти работы, как правило, производители ТС, частью производители батарей, а также различные государственные организации и фонды. Совместно с участниками рынка идет активная работа по стандартизации правил и выработке поддержки со стороны государства (финансовая, юридическая, законодательная и тому подобная). Что уже делается в России в этом направлении, что планируется сделать, как ведется эта работа, в том числе и Вами?

Владимир Арончик :

В настоящий момент для подготовки европейских испытаний и при проведении испытаний в России те производители электротранспорта, которые применяют батареи "Лиотех", сотрудничают с австрийской компанией AVL, которая создавала центры тестирования для BMW и Мерседес.

Юлия:

Добрый день, меня искренне радует, что кто-то в нашей стране заботиться об экологии. Спасибо! Хотелось бы узнать в каких странах уже практикуются "частные электромобили" и "электрический общественный транспорт"? Вы внедряете собственные технологии или заимствованные у запада?

Владимир Арончик :

Владимир Арончик

В настоящий момент широкое распространение частный электротранспорт получил в Японии, Дании, Израиле и активно внедряется в США. Проект по производству литий-ионных аккумуляторов для электротранспорта в России – это международный проект, позволяющий применять лучшие мировые технологии на стартовом этапе и в последствии использовать российские разработки для повышения характеристик продукции и создания на ее основе лучших электромобилей в мире.

Алекс:

Скажите, пожалуйста, какие коренные изменения в химии батарей приведут к обещанному существенному снижению их стоимости для потребителей (и электромобиля в целом)? Или речь идет только об эффекте масштаба?

Владимир Арончик :

Стоимость литий-ионных аккумуляторов снижается в течение последних пяти лет благодаря улучшению технологий и, естественно, росту объемов производства. Компания "Лиотех" предполагает снижение стоимости за счет локализации производства всех компонентов в России. Работа по организации производства компонентов для литий-ионных аккумуляторов уже начата. При этом технологический уровень, на котором предполагается производство компонентов, будет выше мировых аналогов.

Евгений:

Скажите, сейчас речь идет об электромобилях или о гибридах? Вот, к примеру, ё-мобиль оказался гибридом, хотя "пиарился" как электромобиль. Если все же вы действительно производите электромобили полноценные, то где его можно увидеть вживую и покататься? Кто-нибудь из вас уже создал электромобиль или это все только перспектива?

Владимир Арончик :

Одним из примеров успешного движения от идеи гибридного транспорта к чистому электромобилю является история автомобиля Toyota Prius. Поскольку на начальном этапе развития экологически чистого транспорта не удавалось получить большой пробег от одной зарядки батарей, для снятия ограничения по пробегу была придумана гибридная схема силовой установки, которая позволяла передвигаться, не переживая, что аккумулятор разрядится. При этом гибридный автомобиль более экологичен, но, к сожалению, дороже в обслуживании, так как имеет более сложную конструкцию. Современные литий-ионные аккумуляторы позволяют достигать пробега, при котором наличие дополнительного двигателя с традиционными видами топлива может быть нецелесообразным. В частности, компания "Toyota" вывела на рынок новый вариант автомобиля Prius, который называется "Plug-in Hybrid". Его можно заряжать от розетки и проезжать только на электрической тяге до 50 км. Такое стало возможно как раз при переходе от никель-металлгидридных батарей, применявшихся раньше, на литий-ионные.

Олеся:

Добрый день! Планируются ли льготы при покупке электромобиля для частных лиц?

Владимир Арончик :

Александр Скундин

Было бы здорово, если бы при замене традиционного автомобиля на электрический покупатель получал какие-то льготы. В мировой практике такие льготы существуют.

Александр:

Скажите, пожалуйста, на чем сейчас ездит электротранспорт (тип аккумуляторов) и на чем он будет ездить завтра. Какие перспективные научные разработки проходят сейчас фазу внедрения? Есть ли российские разработки материалов, которые можно коммерциализировать?

Александр Скундин :

Самые первые электромобили, которые появились раньше автомобилей, ездили на еще старых свинцовых аккумуляторах, но это были единицы, и это было очень давно, сто лет назад. Если говорить о современных электромобилях, то в первых образцах гибридных электромобилей, в которых был и двигатель внутреннего сгорания и аккумулятор, использовались никель-металлгидридные аккумуляторы. Но очень быстро такие аккумуляторы были заменены литий-ионными аккумуляторами, которые рассматриваются сейчас как основной вид аккумуляторов для электромобиля. И завтра электромобили будут ездить на литий-ионных аккумуляторах. Качество литий-ионного аккумулятора в очень сильной степени зависит от качества материалов, из которых изготовлены его электроды. Во всем мире, и в России, проводятся большие работы по разработке усовершенствованных материалов. В классическом литий-ионном аккумуляторе используются электроды из углерода и оксида кобальта. Предпринимаются активные попытки заменить углерод на кремний или оксиды олова, а оксид кобальта заменить на фосфат железа. Такая замена приведет к увеличению энергоемкости, резкому уменьшению опасности возгорания и взрыва и увеличению экологичности.

Владимир Арончик :

Компания "Лиотех" в октябре месяце запускает в России производство именно литий-железофосфатных аккумуляторов для электротранспорта и энергетики. Это будет крупнейший в Европе завод, производящий самые современные и безопасные литий-ионные аккумуляторы.

Заключительное слово, Владимир Арончик :
Благодарим всех, кто принял участие и задавал практические вопросы. Приятно, что мы задумываемся не только том, насколько удобно пользоваться электротранспортом, о том, насколько это выгодно, а еще и заботимся об экологии. Электротранспорт это ближайшее будущее и все вопросы, связанные с ценой на электромобили, наличием зарядных станций, решаемы. В настоящий момент спрос явно превышает предложения, что открывает для всех нас перспективы в ближайшие пять-десять лет получить огромное количество тихого, экологичного и удобного транспорта.


Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции.

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции