О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Как соблюсти права детей на алименты?

Уполномоченным по правам человека в Московской области подготовлен доклад "Соблюдение имущественных прав детей на алиментные выплаты со стороны родителей". Обращение к теме продиктовано остротой ситуации с алиментными выплатами детям их родителями. Как соблюсти имущественные прав детей на алиментные выплаты родителей в Московской области? Каковы причины нарушений прав в этой сфере и как их устранить? На эти и другие вопросы ответил Уполномоченный по правам человека в Московской области Александр ЖАРОВ.
Вступительное слово, Александр Жаров:
Добрый день! Спасибо за вопросы. Предлагаю, сразу приступить в ответам.

Ответы на вопросы
Максим Ерёхин:

Тема конференции – соблюдение прав детей на алиментные выплаты со стороны родителей. Этой проблеме посвящен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области. Александр Евгеньевич, это уже не первый Ваш специальный доклад о правах несовершеннолетних. В 2008 году был подготовлен доклад "О соблюдении прав детей в Московской области", в этом году Вы выбрали специальную тему. Чем вызван интерес к ней?

Александр Жаров:

Взыскание алиментов один из самых актуальных вопросов семейного права в Подмосковье и в целом по России. Об этом свидетельствуют возрастающее количество обращений в мой адрес и информация, поступающая из органов власти и местного самоуправления, различных средств массовой информации. Думаю, мои коллеги – Уполномоченные по правам человека в других субъектах Российской Федерации подтвердят, что это один из наиболее острых и требующих скорейшего решения вопросов в сфере защиты прав детей в нашей стране. В упомянутом Вами специальном докладе 2008 года уже говорилось о необходимости принятия срочных мер по соблюдению прав детей на алименты. Предлагался комплекс мер, направленных на повышение внимания общества к главному своему институту – семье и необходимых для охраны и защиты детства, материнства и отцовства. Среди них - создание единой Концепции семейной политики в Московской области и принятие Федерального закона "Об основах государственной поддержки семей в Российской Федерации". К сожалению, реальных шагов в этом направлении государство до сих пор не сделало, поэтому необходимо еще раз обратить внимание власти и общества на проблемы реализации ребенком права на достаточное для удовлетворения всех его потребностей содержание. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры за прошлый год, подтверждающие актуальность вопроса. В 2009 году судами Московской области вынесено около 40 тысяч решений о расторжении брака и основная часть из них - с назначением детям алиментных выплат. Судами области рассмотрено более 15 тысяч исковых заявлений о взыскании алиментов на детей. То есть, как минимум 15 тысяч детей в нашем регионе не получали алиментные выплаты. Причем динамика неутешительна - за последние пять лет число рассмотренных судом дел возросло на 70%. Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Московской области в 2009 году велось около 67 тысяч исполнительных производств по взысканию алиментов. За 2007-2009 годы отмечен их рост в 1,5 раза. Согласитесь, статистика тревожная. В моих силах помочь конкретным детям, чьи родители или законные представители обратились ко мне с жалобой, но вопрос стоит шире. Выявленные системные недостатки надо устранить, чтобы все дети, а не только обратившиеся за помощью ко мне или в другие государственные органы, могли нормально расти и развиваться. В специальном докладе не только приводятся факты нарушений, но дается анализ законодательства и правоприменения, предложения по решению проблемы.

Марианна Суслова:

Где можно ознакомиться с текстом доклада?

Александр Жаров:

Текст специального доклада опубликован на сайте Уполномоченного по правам человека в Московской области www.upchmosobl.ru и в "Вестнике Уполномоченного по правам человека в Московской области".

Анна Соколова:

Александр Евгеньевич! Вы анализировали ситуацию с выплатой алиментов на содержание детей в Подмосковье. Какие выявлены нарушения в этой сфере?

Александр Жаров:

В 2010 году аппаратом Уполномоченного при участии государственных органов и учреждений проведен мониторинг соблюдения имущественных прав детей на алиментные выплаты со стороны законных представителей несовершеннолетних, судебных и правоохранительных органов, а также органов исполнения судебных постановлений, исполнения наказаний. Анализ показал, что нарушения алиментных прав касаются всех категорий детей и возникают на всех этапах реализации. Основные нарушения, допускаемые законными представителями детей (родителями, усыновителями, опекунами, руководителями образовательных учреждений) это несвоевременность обращения за назначением алиментов. Правовая безграмотность приводит к тому, что существующие нормы используются мало или не используются совсем – законные представители редко обращаются за увеличением размера детского пособия на период розыска уклоняющегося от уплаты алиментов должника либо не просят об установлении фиксированного размера алиментов должникам, не имеющим постоянного заработка или безработным. Недостатки выявлены и в работе службы судебных приставов. Среди них: необоснованное окончание исполнительных производств, нарушение сроков совершения исполнительных действий, утеря исполнительных документов, неиспользование всех имеющихся в соответствии с законом полномочий для принудительного исполнения решения суда, непринятие мер для выявления всего имущества и доходов должника. Должен также отметить недостаточное взаимодействие службы судебных приставов с налоговыми органами, органами внутренних дел, органами Федеральной службы исполнения наказаний, подразделениями службы судебных приставов в других регионах, что не может не отражаться на результатах работы.

Эрнест:

Как Вы думаете, каковы причины сложившейся ситуации с выплатой алиментов на несовершеннолетних?

Александр Жаров:

Представляется, что основные причины это погрешности законодательства и несовершенство практики его применения. Не последнее место занимает и "человеческий" фактор – непрофессиональное, безответственное, формальное отношение к делу чиновников, обязанных по закону оказать ребенку и его законным представителям содействие в той или иной форме, что в конечном итоге приводит к нарушению прав ребенка.

Игорь Маршанкин:

Справедливо ли будет сказать, что основные виновники нарушения прав несовершеннолетних – их родители или законные представители?

Александр Жаров:

Не совсем так. Среди виновников нарушения прав детей не только родители или иные законные представители, но порой бывают и государственные органы, а также иные организации, в том числе работодатели родителей-должников. Как я уже сказал, нарушаются права детей всех категорий и на всех этапах. Родители - это лица, на которых законодательством в первую очередь возложена реализация прав детей и именно они, казалось бы, должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы их ребенок мог нормально расти, не зная нужды. Тем не менее, должен с сожалением констатировать тенденцию роста нарушений прав детей родителями, не выплачивающими алименты. В обществе отсутствует атмосфера нетерпимого отношения к тем, кто уклоняется от уплаты алиментов на содержание детей. Такие родители, как правило, не встречают осуждения окружающих за мизерные выплаты своим детям, сокрытие доходов и имущества от учета по выплате алиментов и задолженности. У этой медали есть и другая сторона – не так уж редки случаи несвоевременного обращения за содействием в реализации права ребенка на алименты. Например, ко мне с просьбой о помощи обратилась жительница Рузского района У. Отец ребенка долгое время после развода не исполнял обязанности по его воспитанию и содержанию. С иском о взыскании алиментов заявительница обратилась в суд только спустя 12 лет после развода. Тем самым она лишила сына возможности своевременно получать материальную помощь. А свои действия объяснила тем, что не хотела быть зависимой от отца ребенка. Известны случаи, когда родитель вместо взыскания алиментов в пользу ребенка заключает с должником своеобразную сделку на компенсацию алиментных выплат в форме отказа от свиданий с ребенком или соблюдения иных условий. Безусловно, это нарушает права несовершеннолетнего.

Артур Алексеев:

В непростых финансово-экономических условиях, при наличии инфляции особое значение приобретает индексация денежных средств, выплачиваемых на содержание детей. Соблюдается ли данная норма?

Александр Жаров:

К сожалению, имеются нарушения. В условиях высокой инфляции первостепенное значение приобретает индексация алиментных платежей, в том числе и при определении задолженности. Однако эти действия производятся судебными приставами несвоевременно, а бухгалтерии организаций, где работают должники, выплаты часто вообще не осуществляют. В соответствии со статьей 117 Семейного кодекса РФ, а также статьей 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" индексация алиментов производится администрацией организации по месту их удержания пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. Как известно, федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" предусмотрены две величины минимального размера оплаты труда. Одна величина, размер которой с 1 января 2009 года составляет 4330 рублей в месяц, применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Другая предназначена для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Алиментные платежи относятся к категории иных платежей. Величина МРОТ, установленная для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, остается неизменной с 1 января 2001 года до настоящего времени – 100 рублей. Верховный Суд Российской Федерации в обзоре судебной практики за третий квартал 2006 года дал разъяснение, что в целях равной защиты от инфляции лиц, получающих алименты в долях от заработка, и лиц, получающих алименты в твердой денежной сумме, при индексации необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда в 4330 рублей. Для обеспечения возможности производить индексацию размер алиментов, взыскиваемый судом в твердой денежной сумме, должен быть установлен в соответствии с определенным числом минимальных размеров оплаты труда, например, 1,5 или 2 МРОТ. Однако суды при вынесении решений данное разъяснение используют не всегда.

Егор Байкин:

Насколько, на Ваш взгляд, эффективно работает служба судебных приставов по исполнительным производствам, связанным с алиментными обязательствами?

Александр Жаров:

Изучение соблюдения прав детей позволило выявить следующие недостатки: несоблюдение установленных законодательством сроков совершения исполнительных действий по взысканию алиментов; формализм при ведении исполнительных производств; утеря исполнительных документов; окончание исполнительных производств при наличии задолженности по выплате алиментов; неиспользование в полном объеме всех предоставленных законом полномочий по обеспечению принудительного исполнения должниками актов о взыскании алиментов; непринятие мер по установлению размера доходов для исчисления алиментов, имущества должника для взыскания задолженности, ее индексации; отсутствие проверок правильности начисления бухгалтерией организации работодателя должника удержаний в счет алиментов и задолженности, должного контроля за своевременностью и полнотой перечислений; неправомерный отказ в возбуждении уголовного дела в отношении должника за злостное уклонение от уплаты алиментов; отсутствие ответов на устные и письменные обращения взыскателей, включая повторные, или их формальный характер. Эти недостатки имеют как объективные, так и субъективные причины. Нельзя не отметить внутренние проблемы службы судебных приставов-исполнителей. Объем исполнительных производств по алиментам значительно возрос. Остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов в Московской области на конец 2009 года, в том числе из-за наличия задолженности, составил около 40 тысяч дел. Нагрузка на одного судебного пристава составляет от 500 до 2 тысяч исполнительных производств. Высокая нагрузка, низкая заработная плата (в среднем около 12 тысяч рублей), отсутствие необходимой профессиональной подготовки влекут текучесть кадров. Взаимодействие Управления ФССП России по Московской области и налоговых служб находится на низком уровне. Налоговые органы в некоторых муниципальных образованиях Московской области не предоставляют в срок сведений по запросу службы судебных приставов о денежных средствах плательщика алиментов или отказывают в их предоставлении. Порой при наличии достоверной информации об индивидуальной предпринимательской деятельности плательщика поступает ответ из налоговой службы об отсутствии сведений о доходах. По этой причине расчет задолженности по алиментным выплатам производится по средней заработной плате по стране. Неэффективно решается судебными приставами-исполнителями проблема выяснения дополнительных доходов должника и взыскания с них алиментов. Из-за недостаточного законодательного регулирования, в том числе межведомственного взаимодействия, большой проблемой является поиск места работы плательщика алиментов.

Наталья Седова:

В Государственной Думе Федерального Собрания РФ до сих пор находится проект закона, предусматривающий выплату алиментов в твердой денежной сумме, а не в долях от заработка. И ранее аналогичные предложения уже вносились в парламент. Как Вы относитесь к принятию такого закона?

Александр Жаров:

Исходя из интересов несовершеннолетних, безусловно, поддержу принятие такого закона. Нормы законодательства об установлении доли выплат устарели. Они были применимы в условиях государства, в котором граждане имели, как правило, один источник дохода. Совместительство жестко регулировалось законом. В настоящее время ситуация изменилась. Любое лицо может иметь неограниченное число источников дохода. И на практике ни налоговая инспекция, ни судебный пристав-исполнитель, ни взыскатель алиментов не в состоянии все их выявить. В этих условиях единственным выходом из положения законодательство предусматривает определение алиментов в твердой денежной сумме. С другой стороны, решение о назначении алиментов в твердой денежной сумме должно быть взвешенным, продуманным и не нарушать права как одной, так и другой стороны. Ни для кого не секрет, что не все регионы России могут обеспечить своих жителей работой и достойной зарплатой, люди вынуждены уезжать на заработки. Кроме того, у них могут быть нетрудоспособные члены семьи на иждивении или трудная жизненная ситуация.

Татьяна:

Вопрос задает Татьяна из Сергиева Посада. Отец ребенка лишен родительских прав. Значит ли это, что он не обязан платить алименты?

Александр Жаров:

Нет, не значит. В соответствии со статьей 71 Семейного кодекса РФ лишение родительских прав означает, что родитель полностью теряет все права, основанные на факте родства с ребенком. В то же время лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка, то есть отец или мать должны платить алименты, размер и порядок выплаты которых устанавливается либо в соглашении о выплате алиментов либо в судебном решении.

Дарья:

Еще один вопрос от нашего гостя из Егорьевского района. Бывший муж работает в нескольких местах. Увеличить выплачиваемую на ребенка сумму он отказывается, мотивируя тем, что не хочет содержать еще и меня. Но насколько я знаю, алименты уплачиваются со всех доходов. Права ли я?

Александр Жаров:

Алименты удерживаются со всех видов заработной платы и некоторых иных доходов. В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса РФ виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841, определено, что удержание производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству. В постановлении приведены также иные доходы, из которых производятся выплаты по алиментным обязательствам. Установить наличие у должника другой работы и другого дохода должен судебный пристав-исполнитель, который направит копию исполнительного листа по месту работы. В то же время есть доходы, на которые не может быть обращено взыскание. К ним относятся денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда здоровью или в связи со смертью кормильца; ряд компенсационных выплат, установленных Трудовым кодексом РФ и некоторые другие доходы, полный перечень которых дан в статье 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Мочалова Лидия Васильевна:

Вопрос задает Мочалова Лидия Васильевна из Электростали. Можно ли удерживать алименты на ребенка с человека, который нигде не работает?

Александр Жаров:

Да, конечно. Только нужно различать две категории неработающих граждан – незанятых и безработных. Определение безработного дано в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Это трудоспособный гражданин не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый приступить к ней. Второй признак – регистрация в службе занятости, отличает безработного гражданина от незанятого – последний не имеет работы, но не обратился в государственный орган с тем, чтобы получить определенный статус. Регистрация в качестве безработного и отсутствие подходящей работы влекут за собой назначение и выплату соответствующего пособия. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" с пособий по безработице алименты удерживаются по решению суда, судебному приказу или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Удержание производится по месту начисления пособия по безработице. Что же касается незанятого лица, необходимо определить, имеются ли у него иные доходы. К таковым можно отнести: все виды пенсий, за исключением пенсии по случаю потери кормильца за счет средств федерального бюджета; стипендии; пособие по временной нетрудоспособности; доходы, получаемые от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; доходы от сдачи в аренду имущества; доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям); суммы, получаемые в возмещение вреда здоровью; иные. Со всех перечисленных видов доходов удерживаются алименты. Если не удастся достигнуть добровольного согласия об уплате алиментов, вопрос придется решать в судебном порядке.

Марина:

Александр Евгеньевич, давайте поговорим об уклонении от уплаты алиментов. Согласитесь, что эта проблема для нашего общества очень актуальна. Такие ситуации не редкость и, к сожалению, не являются общественно порицаемыми. Многие столкнувшиеся с невыплатой алиментов даже не пытаются добиться выполнения закона, обратиться в суд. Какова практика привлечения должников к административной или уголовной ответственности в Московской области?

Александр Жаров:

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит две статьи, по которым могут быть привлечены к ответственности уклоняющиеся от уплаты алиментов. Это статья 17.14. "нарушение законодательства об исполнительном производстве" и статья 5.35 "неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних". Ни та, ни другая не устанавливает ответственности именно за уклонение от уплаты алиментов, а статья 5.35, например, не может быть применена к лицам, лишенным родительских прав. Да и санкция статьи – от 100 до 500 рублей - никак не служит цели предупреждения совершения правонарушений в дальнейшем. Применение статьи 157 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей наказание за злостное уклонение от уплаты алиментов, также вызывает ряд вопросов. Во-первых, нет определения злостности, что порождает неодинаковую практику в разных муниципальных образованиях Подмосковья. В некоторых районах необходимо вынести 2 предупреждения, между которыми должно пройти 2 месяца, в других - 3 предупреждения, в третьих - 4, причем между ними должно пройти от 1 до 6 месяцев. В итоге после первого предупреждения о привлечении должника к уголовной ответственности проходит от полугода до полутора лет, прежде чем возбуждается уголовное дело за злостное уклонение от уплаты алиментов. При этом задолженность растет, а длительность невыплат на злостность не влияет. Дети годами не получают алименты, а должник продолжает уклоняться от их уплаты. Во-вторых, по 157 статье можно привлечь к уголовной ответственности только человека, обязанного выплачивать алименты на основании судебного решения. Как же быть с невыплатой средств, определенных в соглашении об уплате алиментов? Семейный кодекс РФ называет такое основание для установления размера и порядка выплаты денежного содержания на ребенка, а Уголовный кодекс до сих пор эту норму не учитывает. Считаю, что поправки в КоАП и в УК РФ давно назрели. Изучение ситуации по применению мер уголовно-правового характера к лицам, злостно уклоняющимся от уплаты алиментов, показывает, что их количество с 2005 года снизилось на 20%. По информации УФСИН России по Московской области в 2009 году по статье 157 УК РФ отбывали наказание, не связанное с лишением свободы, 871 человек. В том числе отбывали исправительные работы 515 человек, из них уклонялись от исполнения 187, в том числе находились в розыске 34. К обязательным работам были осуждены 200 человек. Уклонялись от обязательных работ – 39. К вышеперечисленным видам наказания судом были осуждены условно, с применением ст. 73 УК РФ 155 человек, с применением отсрочки -1.По данным Московского областного суда, в 2009 году за уклонение от исполнения наказания 316 осужденным наказание заменено на более строгое. Во многих обращениях граждан содержатся жалобы на неправомерный отказ в возбуждении уголовного дела по ст. 157 УК РФ по формальным основаниям. Хотя на практике даже применение мер уголовной ответственности не решает проблему восстановления имущественных прав детей в части выплаты алиментов. Приведу пример. На протяжении 7 лет А. злостно уклоняется от уплаты алиментов на содержание ребенка, находящегося в Софьинском детском доме Наро-Фоминского муниципального района. Администрация детского учреждения ежегодно безрезультатно обращалась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 157 Уголовного кодекса РФ. Только спустя 5 лет дело было возбуждено, и А. привлечена к уголовной ответственности. Наказание – 1 год обязательных работ. Решение суда не исполнено. Алименты не поступили. Задолженность тоже сохраняется. И снова, уже третий год, регулярно пишутся заявления о возбуждении уголовного дела по ст. 157 УК РФ. А. не работает, продолжает злостно уклоняться от уплаты алиментов. За 7 лет нахождения ребенка в детском учреждении деньги на уплату алиментов на его счет не поступили ни разу.

Дмитрий Овсянников:

Александр Евгеньевич, предлагаю отдельно остановиться на выплате алиментов детям, оставшимся без попечения родителей. Можно ли сказать, что здесь допускается больше нарушений, чем при выплате содержания детям, живущим в семьях?

Александр Жаров:

К сожалению, да. Наибольшее количество нарушений прав на алиментные выплаты отмечается среди детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских учреждениях различной ведомственной принадлежности. По информации Министерства образования Московской области, общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет более 16 тысяч. Ежегодно по решению суда около 3 тысяч несовершеннолетних остаются без попечения родителей с назначением алиментов. По сведениям органов опеки и попечительства, право на алименты имеют более 6 тысяч детей. И только каждому четвертому из них деньги перечисляются регулярно. Среди проживающих в детских учреждениях этот показатель еще ниже - от 1% до 20%. Большая часть воспитанников алименты не получает или получает нерегулярно. Их размер очень низок - от 300 рублей до 1 тысячи рублей в месяц. Это, главным образом, отчисления от пенсий, пособий по безработице или из заработка осужденных к лишению свободы в учреждениях исполнения наказания. В целях изучения ситуации и оказания содействия в защите прав этих детей Уполномоченным по правам ребенка в Московской области и Главным судебным приставом Московской области были проведены совместные выезды в детские учреждения с посещением детских домов, интернатов, домов ребенка в Раменском, Ногинском, Рузском, Щелковском, Истринском, Коломенском, Мытищинском, Можайском, Одинцовском, Ленинском, Ступинском, Серебряно-Прудском, Орехово-Зуевском муниципальных районах и городских округах: Железнодорожный, Подольск, Электросталь, Коломна, Орехово-Зуево. Практически во всех учреждениях выявлены системные нарушения прав детей на содержание со стороны родителей. Наиболее распространенной причиной несоблюдения законодательства является несвоевременное обращение детских учреждений в суд за сменой взыскателя. В Коробчеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида Коломенского муниципального района на время посещения имелось 11 решений судов о взыскании алиментов в пользу органов опеки и попечительства, при этом учреждением не предпринято никаких действий по смене взыскателя, и исполнительные производства не возбуждены. Невзыскание алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей, иногда происходит по вине детских учреждений из-за непрофессионализма сотрудников. Организация контроля за соблюдением прав детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы опеки и попечительства. Однако большинство органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях контроль осуществляют слабо. Они, как правило, в суд за сменой взыскателя не выходят, с опекунами этот вопрос своевременно не решают, судебных приставов об изменении формы устройства ребенка и смене законного представителя не информируют, сверки по месту нахождения детей, имеющих право на алименты, не проводят. В исполнительных производствах взыскателями продолжают значиться органы управления образованием, органы опеки и попечительства или детские учреждения, в которых несовершеннолетние длительное время не проживают или вообще никогда не проживали. Одним из препятствий в должном исполнении законодательства является недостаточный уровень взаимодействия органов опеки и попечительства, детских учреждений со службой судебных приставов. Необходимо отметить, что нарушения прав на алименты детей, оставшихся без попечения родителей, происходят неоднократно, носят злостный характер и тесно связаны с нарушением их жилищных прав. Поэтому следует изучить вопрос о возможности использования взаимозачета стоимости доли собственности на единственное жилое помещение должника в счет погашения задолженности по алиментам.

Юлиана:

Какие меры, на Ваш взгляд, нужно принять в первую очередь, чтобы начать решение проблемы?

Александр Жаров:

Я бы выделил несколько направлений, по которым нужно одновременно двигаться. Во-первых, совершенствование законодательства. Не меньшее значение имеет корректировка правоприменительной практики. Требуется отладить четкое взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с органами внутренних дел, налоговыми органами, Федеральной службой исполнения наказаний, областными министерствами образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Процесс реализации ребенком права на содержание и воспитание не должен буксовать ни на одном этапе. На мой взгляд, было бы целесообразно создать структурные подразделения, специализирующиеся на ведении исполнительных производств, касающихся имущественных, личных неимущественных и иных прав и законных интересов несовершеннолетних. Ну и наконец, для достижения единообразия судебной практики по алиментным обязательствам требуются ее обобщение и разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам, не нашедшим отражение в ранее вышедших Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Карина:

Какие изменения в законодательстве Вы предлагаете?

Александр Жаров:

Помимо дополнений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, о которых мы уже сегодня говорили, предлагаю разработку федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации" и Концепции семейной политики в Московской области. На мой взгляд, необходимо законодательно продлить уплату алиментов до достижения ребенком 23 лет в том случае, если он обучается в образовательном учреждении по очной форме и не имеет самостоятельного заработка. В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" предлагаю расширить перечень ограничений в отношении должников, в том числе введя запрет на совершение сделок с имуществом, требующих государственной регистрации, без согласования со службой судебных приставов; при отсутствии задолженности по алиментным выплатам определить возможность окончания исполнительного производства на основании направления исполнительного листа по месту работы должника не ранее осуществления первой выплаты взыскателю; при окончании исполнительного производства в связи с направлением документов исполнительного производства по территориальности сохранять наложенные ранее ограничения в отношении должника. Стоит глубже рассмотреть вопрос о возможности взаимозачета задолженности по алиментам и оформления в собственность несовершеннолетнего части единственного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности должнику, если он не располагает иным имуществом, на которое могло бы быть обращено взыскание, не имеет источников дохода, не принимает мер к трудоустройству.

Заключительное слово, Александр Жаров:
Спасибо всем!

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции