О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Исследовательские университеты: перспективы развития

7 октября 2008г. был подписан указ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов». Первыми статус национальных исследовательских университетов получили МИФИ и МИСиС - на их базе будут созданы Национальный исследовательский ядерный университет и Национальный исследовательский технологический университет. В чем состоит главная задача создаваемых национальных исследовательских университетов? По какому принципу будет происходить объединение различных учебных заведений в НИУ? На вопросы посетителей сайта ответил заместитель министра образования Российской Федерации Александр ХЛУНОВ.
Ответы на вопросы
Виктор:

1-Профессорам в нашем "ядерном" Университете 60-70 лет и более. Научные школы НИИ нашего Наукограда исчезают "физически" (средний возраст специалистов за пределами продолжительности жизни). КТО БУДЕТ УЧИТЬ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ "ЯДЕРЩИКОВ"? Откуда возьмутся ПРОФЕССОРА? 2.Стипендия студентов МИФИ была 65р.(1960г.).Сейчас в эквиваленте (к 1960) - 3р.50к.О каком уровне подготовки (отсутствие "внешнего"стимула для хороших оценок и отсутствие конкуренции при поступлении) будущих ядерщиков можно говорить?

Александр Хлунов:

Действительно, 7 октября 2008 года президент Российской Федерации подписал указ о реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов, среди которых имеется и Московский инженерно-физический институт. И в соответствие с данным указом будет создан национальный исследовательский ядерный университет на базе МИФИ. Как представляется, решение руководства страны связано с необходимостью поддержки стратегической отрасли, ядерной отрасли, с точки зрении кадрового обеспечения его развития, а также организации должного уровня научно-исследовательских работ в этой сфере. Ядерная отрасль для всех ядерных держав является прерогативой государства, и даже наиболее рыночная страна как США имеет в федеральном бюджете отдельную строку о финансировании образовательных программ в ядерной сфере. Это единственная строка по поддержке образования. Это не наблюдается ни в IT-технологиях , в биотехнологиях, в гуманитарной сфере. Подобного рода поддержка образовательных программ присутствует и в других ядерных державах. Видимо, этим и было вызвано это решение. Оно было принято в связи с необходимостью обеспечения кадрового научно-технического обеспечения развития ядерной отрасли, известной амбициозной программы в Российской Федерации. Действительно, средний возраст профессорско-преподавательских кадров в МИФИ не удовлетворяет государство как, впрочем и коллектив института. Был подготовлен специальный доклад по состоянию научных и научно-педагогических кадров, который был доложен президенту. И по результатам этого доклада принят целый ряд решений. В частности, с 1 января 2009 года стартует реализация федеральной целевой программы по поддержке научных и научно-педагогических кадров, которая нацелена на стимулирование, привлечение и поддержку молодежи в сферу науки и образования. Коллектив МИФИ имеет все основания получить на конкурсной основе необходимую поддержку для развития кадровой политики, развития научно-исследовательских работ, как, впрочем, и новое оборудование, а также общежития в рамках данной федеральной целевой программы. Насколько мне известно, руководством МИФИ принято решение о запуске программы внутри университета по поддержке молодых кадров как среди профессорско-преподавательского состава, так и научного сектора. И самые ближайшие ориентиры– выход на ежемесячную заработную плату до 30 тысяч рублей, что позволяет надеяться на то, что ситуация будет меняться, особенно после утверждения правительством программы развития национального исследовательского ядерного университета, где предусматривается финансирование специальных грантов для профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, таким образом, поставлена задача не только омоложения, но и повышения эффективности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников.

Тимошек Игорь Николаевич:

"Видит" ли в настоящее время Минобрнауки еще реальных претендентов на звание национального исследовательского университета помимо МИФИ и МИСиС. Сформулированы ли и сформированы ли критерии оценки национальных исследовательских университетов. С благодарностью за ответ...

Александр Хлунов:

Я хотел бы отметить, что в настоящее время министерством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти завершена работа по поправкам к закону об образовании, рассматриваемом в ГД РФ в настоящее время, и, в частности, введены понятия, что категория национальный исследовательский университет устанавливается для университета, который в равной степени реализует образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, и выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования. Данная категория устанавливается правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов. В данных программах предусматриваются меры по модернизации материально-технической базы, совершенствованию системы управления, и профессиональному развитию собственно кадров университета. В соответствии с нашим предложением положения о конкурсном отборе программ развития университетов утверждается правительством РФ. Мы ожидаем, что в случае принятия этого закона такое постановление выйдет в марте-апреле следующего года. Что касается перечня показателей, критериев и периодичность оценки эффективности реализации программ, то эта функция по формированию этих показателей относится к функциям Министерства образования и науки. Тем самым, предполагается, что будет на конкурсной основе выбрана по нашей оценке до 15, их может быть и меньше, университетов, которые могут относиться к категории исследовательских университетов.

Юлия:

Создание "национального исследовательского института" предполагает хорошую исследовательскую базу. Как будет происходить или уже происходит создание такой базы? Откуда поступит финансирование? Спасибо!

Александр Хлунов:

Предполагается, что поданная на конкурс программ развития научно-исследовательского университета будет содержать раздел, связанный с обновлением материально-технической базы, прежде всего приборной базы для развития науки. Было бы целесообразно, чтобы такое обновление происходило в соответствии с приоритетами, избранными для развития конкретного университета. Желательно, чтобы подобного рода приоритеты соответствовали приоритетам развития науки и техники, утвержденным президентом страны. Помимо этого в настоящее время финансирование инфраструктуры исследований осуществляется и по ряду других источников финансирования, речь идет о федерально-целевой программе по приоритетным направлениям развития науки и техники, где имеются конкретные мероприятия по развитию центров коллективного пользования, и, в частности, московский инженерный институт стали и сплавов уже на протяжении нескольких лет финансирует по этой программе развитие приборной базы университета. Финансирование идет по федеральной целевой программе развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации, где как МИФИ, так и МИСИС, и еще несколько десятков университетов получают около 130 миллионов рублей на закупку передового научного оборудования для проведении исследований. Как я уже отметил, с 1 января начинается реализация еще одной федерально-целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры», которая предусматривает закупку высокотехнологичного оборудования и приборов для ВУЗов страны.

Татьяна Сергеевна:

Здравствуйте! Не усложнится ли ситуация с поступлением абитуриентов в указанные университеты?

Александр Хлунов:

Мне очень хотелось бы, чтобы ситуация с поступлением в указанные университеты усложнилась, и конкурс существенно бы вырос. И мы бы, впрочем, как и руководство университетов желали бы таких результатов, когда поступить в указанные вузы было очень престижно.

Дмитрий Юлов:

Добрый день! Я так понимаю, что отучившиеся в подобных учебных заведениях, приобретут хорошие практические навыки, помимо теоретических. Куда они смогут пойти работать? Ведь исследовательская база многих научных институтов оставляет желать лучшего. И нет ли опасения, что на выпускников будет большой спрос со стороны зарубежных университетов? И мы опять столкнемся с увеличением "утечки мозгов"? Спасибо!

Александр Хлунов:

Действительно, хочу подтвердить, что результаты деятельности исследовательских университетов должны быть таковыми, что студенты, помимо теоретических, будут обладать практическими навыками работы в высокотехнологичных отраслях. И мы считаем, что тот дефицит кадров, который сейчас объективно признан в высоко технологичных отраслях, будет сокращаться по результатам выпуска студентов в исследовательских институтах. Абсолютно понятно, что главная борьба в настоящее время идет за квалифицированных специалистов. И угроза того, что часть из выпускников уедет за рубеж, существует. Но главная задача государственной политики в этой сфере – создание условий для того, чтобы выпускники, имеющие действительно востребованные навыки практической работы, находили эту работу здесь, внутри нашей страны. Если говорить о МИФИ, то сформирован целевой заказ в бурно развивающейся ядерной отрасли на выпускников данного университета. И программ развития ядерного исследовательского университета содержит конкретное обязательство Росатома по финансированию данной программы. Думается, что и они сумеют обеспечить привлекательные условия для работы данного университета.

Василенко Елена:

Разработаны ли критерии, согласно которым вуз может претендовать на статус "исследовательский университет"? Будет ли это конкурсный отбор? Условия участия? Сроки проведения? Количество вузов, определенное для этой категории?

Александр Хлунов:

Я хотел бы прежде всего обратить внимание, что в недавнем докладе председателя правительства на съезде Единой России было упомянуто в качестве приоритетных направлений развитие сети национальных исследовательских университетов. Представляется, что это совершенное не случайно, в том числе и в условиях развивающегося финансового кризиса, когда оправданно со стороны правительства поддержка именно инфраструктурных проектов, направленных на качественное развитие той или иной отрасли, в частности, образования. В соответствии с этим мы разработали проект постановления правительства по организации конкурса программы развития исследовательских университетов. Представляется целесообразным проводить этот конкурс в два этапа. На первом этапе оценивается современное состояние и динамика развития вуза за последние годы. На втором этапе экспертизе будут подвергнуты программы развития университетов, прошедших предварительный отбор первого этапа. Главный принцип второго этапа – деньги и статус в обмен на обязательства. Представляется целесообразным определить минимальный набор целевых индикаторов эффективности реализации программы развития. И это такие индикаторы, как успешность образовательной и результативность научной и инновационной деятельности исследовательского университета, развитие кадрового потенциала, рост международного и национального признания, показатели финансовой устойчивости деятельности университета. Представляется, что данные показатели должны быть достигнуты университетами к концу реализации программ развития. Главная задача правительства и государства состоит в создании инфраструктурных предпосылок для того, чтобы исследовательский университет в дальнейшем вступил в стадию саморазвития. И в этих целях предполагается, что средства федерального бюджета, они будут ограничены исключительно инфраструктурными рамками. А именно будет закупаться научное оборудование, технологии, будет осуществляться переподготовка кадров, будут поддерживаться грантовые программы для молодых ученых и преподавателей. Выделение средств федерального бюджета будет обусловлено требованием привлечения внебюджетных средств.

Борис:

Новосибирский государственный университет давно по факту являтся исследовательским. Но будет ли этот факт подтверждён формально? Или по-прежнему всё только в Москве?

Александр Хлунов:

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что присваивание категории национальный исследовательский университет будет осуществляться на конкурсной основе. Если взять предысторию этого вопроса, а именно конкурс программы развития инновационных вузов, то результаты этого конкурса свидетельствуют о том, что это далеко не только московские вузы.

Ирина:

1. Как долго будет происходить процесс объединения вузов в университеты? 2. По какому принципу будут объединяться вузы разных отраслей в одном регионе, городе? 3. Как будет определяться головной вуз в регионе? 4. Повлияет ли кризис на процесс создания новых университетов?

Александр Хлунов:

Этот вопрос вряд ли имеет прямое отношение к программе развития исследовательских университетов, он связан с более широким вопросом – оптимизация сферы высшего профессионального образования, а именно качеством тех образовательных услугу, которое получает население нашей страны. Мы знаем, что сейчас разрабатываются новые аккредитационные показатели деятельности ВУЗов, которые направлены на повышение качества образовательных услуг, и, видимо, в рамках этого процесса каждое конкретное высшее учебное заведение будет принимать то или иное решение в отношении объединения. Что касается научно-исследовательских университетов, было бы предпочтительным интеграция образовательных и научно-исследовательских институтов, но такое мероприятие не является обязательным для рассмотрения на конкурсе. Очевидно, что такого рода интеграционные процессы позволят существенно повысить показатели материально-технической базы университетов и уровень исследований, как, впрочем, и решить имеющиеся кадровые проблемы.

Татьяна Никитина:

Судя по тому, что пишут про разделение университетов на исследовательские и федеральные, первые будут ориентированы на естественные науки, а последние станут чисто гуманитарными. Тогда совершенно не понятно, почему в федеральные университеты записали МГУ и СПбГУ - университеты, в которых всегда были и сейчас имеются мощные естественно-научные школы. Не будет ли это деление формальным поводом для сворачивания естественно-научных исследований ("слишком затратных") в университетах, которые угораздило попасть в "федеральные"?

Александр Хлунов:

Здесь не совсем правильное понимание разделения на категории федеральный исследовательский университет. Основной миссией федерального университета является формировании кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития конкретного региона. Речь идет о Сибирском федеральном университете. Действительно, очень обширный регион с мощными инвестиционными программами развития, которые требуют кадровой поддержки. В той же степени это относится и к Южному Федеральному университету. Я не исключаю, что список федеральных университетов в ближайшее время расширится, потому что имеется целый ряд других регионов Российской Федерации, требующих создания подобного рода структур. Что касается национальных исследовательских университетов, то главная миссия их - эффективная система подготовки и переподготовки кадров для высоко технологичных секторов экономики. Кроме того, это высокая степень интеграции науки и образования. Здесь речь идет о том, что эти сферы делятся ровно на половину, 50% образовательной деятельности, 50% научной деятельности. Это проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований. Это также и международное признание научной и образовательной деятельности. Кроме того, это наличие инновационного пояса вокруг университета, эффективная система коммерциализации научных результатов. И, конечно, здесь ни коим образом не идет речь о сворачивании естественнонаучных исследований, скорее наоборот.

Дмитрий Борисович Сергеев, доцент:

Меня смущают названия новых вузов: во-первых, любой университет является исследовательским, тем он и отличается от других вузов; во-вторых, в названии прилагательное "национальный" не свойственно России, сразу возникает вопрос: О какой нации идёт речь?

Александр Хлунов:

Действительно, по закону о высшем образовании у нас к категории исследовательских относятся те вузы, которые занимаются исследовательской деятельностью. Вместе с тем, масштаб этой исследовательской деятельности, уровень ее, не определен. И нередки случаи, когда в качестве доказательства проведения исследований вуза предъявляется наличие диссертационного совета. В этой связи мы ставим задачу по кардинальному изменению уровня и результативности исследовательской деятельности как главному фактору повышения качества образования. Мы полагаем, что преподаватели должны рассказывать студентам материал, связанный с созданием новых знаний. А это значит, что профессорско-преподавательский состав в обязательном порядке должен быть вовлечен в исследовательскую деятельность. Тем самым мы ставим задачу уйти от этих пресловутых конспектов 20 летней давности, которые порой раздражают наших студентов, слушающих лекции. Взамен будут преподаваться те знания, которые будут получены в ходе проведения научно-исследовательских работ именно сегодня, и они будут получены теми, кто преподает. Что касается понятия национальный, то, с нашей точки зрения, главным здесь является не этимология слова «нация», а отношение к государственной деятельности данного учебного заведения. Если вернуться к понятию государственный с точки зрения законодательства, то, скорее всего, это связано с формами собственности. В данном случае мы хотели подчеркнуть именно государственный характер деятельности данных университетов. При полном понимании, что Россия – многонациональная страна, где успешно решается этот вопрос на протяжении многих десятилетий.

В.М.Мурогов:

В июле 2008 при посещении МИФИ Президент говорил о необходимости: а) создания научно-образовательных центров на базе ведущих научных центров страны; б) интеграции в мировое научно-образовательное пространство (например, для МИФИ- на базе программ МАГАТЭ и ВЯУи др). Что практически делается (или планируется сделать) и как (организационно и финансово) - в этом направлении?

Александр Хлунов:

Если не ошибаюсь, то Мурогов – это Виктор Михайлович Мурогов – заместитель генерального директора МАГАТЭ в прошлом. Если это Вы, здравствуйте. Очень надеюсь, что программа развития национального исследовательского ядерного университета МИФИ будет содержать конкурентные разделы, связанные с дальнейшим развитием программ развития с МАГАТЭ. А именно в сфере безопасности ядерной энергетики, в сфере учета ядерных материалов, как, впрочем, и обширная программа сотрудничества со всемирным ядерным университетом. Речь может идти о расширении практики взаимных стажировок между этими двумя университетами. Представляется, что правительство при утверждении программы развития МИФИ поддержит такого рода разделы. Что касается создания научно-образовательных центров на базе ведущих научных центов страны, министерством образования и науки подготовлен проект постановления правительства об организации конкурса программ развития научно-исследовательских институтов с акцентом на образовательную деятельность. В настоящее время идет согласование с другими министерствами, ответственными за выделение ресурсов для организации такого конкурса. Мы надеемся, что наша инициатива будет поддержана.

Alexander Kaplan:

1.Есть ли в планах получение статуса НИУ для МГУ им. М.В.Ломоносова? 2.Будут ли в НИУ выровнены зарплаты научных и педагогических кадров, например: доктор профессор преподаватель по должности и доктор профессор в.н.с по должности ? 3. Будет ли введен отпуск, подобный западному "саббатикуму"? 4. Планируется ли государственная поддержка, для начального переоборудования лабораторий в НИУ? На имеющемся старом оборудовании нельзя построить выигрышные проекты для самофинансирования.

Александр Хлунов:

1.Прежде всего, я знаком с заявлением ректора МГУ о намерении Университета принять участие в конкурсе программ развития национальных исследовательских университетов. Мы очень приветствовали бы такое участие МГУ. 2. Мы исходим из того, что в настоящее время руководству университетов переданы широкие полномочия по установлению зарплаты сотрудников, включая и профессорско-преподавательский состав, и научный состав. Считаем, что такая система, она должна базироваться на показателях результативности деятельности преподавателей и исследователей. В дальнейшем переход в другую организационно-правовую форму «автономное учреждение» позволит расширить полномочия руководства по установлению зарплаты.

Вячеслав:

Какие исследования возможно проводить гуманитарным университетам или гуманитарным подразделениям университетов, если заказчиками востребованы преимущественно естественнонаучные и точные исследования?

Александр Хлунов:

Я хочу сказать о достаточно известном примере, это ВШЭ, которая, несмотря на специализацию научной деятельности, очень успешно работает в этой сфере. И объем контрактных исследовательских работ превышает сметное финансирование. В этой связи каких-либо запретов на участие гуманитарных подразделений университетов в научно-исследовательской деятельности объективно не существует. Мое личное мнение, что в 21 веке существенная роль в развитии научно-технического прогресса отводится именно гуманитарным исследованиям. Давно известно, что мобильный телефон, он имеет функцию передачи звукового сигнала, однако стоимость его год из года растет, т.к. разработчики добавляют дизайнерские функции. Я считаю, что это конкретный пример, когда гуманитарные исследования, действительно, ведут к развитию научно-технического прогресса.

Светлана:

Александр Витальевич, подскажите, пожалуйста, на сколько лет рассчитан проект по созданию национальных исследовательских университетов? Какие результатов вы ждете? И сколько всего подобных университетов планируется создать в России? Спасибо

Александр Хлунов:

Наше предложение заключается в том, что категория национально-исследовательский университет – устанавливается правительством на 10 лет. Что касается количества исследовательских университетов, то точную цифру дадут результаты конкурса. Главным же результатам развития этой программы считаем действительное устранение преград на пути интеграции науки и образования в РФ, существенно повышение качества образования, как, впрочем, и повышение роли университетской науки в Российской Федерации, вовлечение ее в инновационные процессы в рамках экономики.

Марина Брылякова журнал "Аккредитация в образовании":

Задаются ли для исследовательских университетов «контрольные параметры» эффективности: например, процент исследовательских проектов, готовых для создания стартапов, создания инновационного производства (сегодня, по оценкам инвестиционных экспертов, таких проектов, практически сразу готовых для венчурного финансирования, отечественный научно-исследовательский сектор предлагает не более 10% от общего числа своих изысканий)?

Александр Хлунов:

В настоящее время нами подготовлена концепция законопроекта о наделении полномочиями образовательных учреждений Российской Федерации по созданию малых инновационных компаний путем внесения в уставной фонд оцененных прав на интеллектуальную собственность, закрепленных за данным образовательным учреждением данный вопрос будет рассматриваться 27 ноября на правительственной комиссии по высоким технологиям. Мы считаем ключевым моментом – наделить университеты правом реальной работы, в частности, в инновационной сфере. Задача ставится не по уступке прав интеллектуальной собственности, что можно рассматривать всего лишь в качестве сырья, а создание существенно более высокой стоимости интеллектуального продукта – коммерческой технологии, которые могут быть созданы в рамках малых инновационных предприятий и фирм с участием университетов. Надеемся, что наше предложение будет поддержано правительственной комиссией. Именно тогда мы будем конкретно говорить о создании старт-апов вокруг университетов.

Марина Брылякова журнал "Аккредитация в образовании":

Как бы Вы закончили фразу: «Перспективы развития исследовательских университетов в России - замечательные, при условии, если:………»?

Александр Хлунов:

… если всем нам, работающим в университетах, в министерствах, на предприятиях – хватит терпения, умения стать более инновационными в своем мышлении и поступках.

Елена:

Со стороны кажется, что главная проблема высшего образования России, это очень низкий средний уровень. Кроме считанного числа т.н. элитных вузов, остальные готовят специалистов не соответствующих ни современным требованиям общества, науки и образования. Так почему, вместо того, чтобы сфокусироваться на внедрении Тейлоровской системы, основанной на производстве не штучных выпускников, а хороших крепких специалистов, которые смогут в дальнейшем совершенствоваться и образовываться уже на рабочих местах, почему вместо этого, вкладываются гигантские средства туда, где и до того все было неплохо? Нужна программа подъема провинциальной высшей школы, сопряженная с превращением университетов, бывших пединститутов, в местные научно-исследовательские центры, в те самые исследовательские университеты, которые будут обеспечивать тот самый средний уровень.

Александр Хлунов:

Потребности российской экономики, они самые разнообразные. Они требуют подготовку кадров высшей квалификации, подготовку тех кадров, которые умеют генерировать новые знания. Не меньшее требование в тех кадрах, которые способны оказывать квалифицированные услуги. В этой связи в образовательной системе не только имеют право на существование, но и поддерживаются самые различные категории. Среди них и исследовательские университеты, и другие учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающие подготовку специалистов по реализации технологических процессов, технологий, длительное время существующих на рынке. И это не менее важно, может быть, даже более важно иметь большое количество людей, способных квалифицированно выполнять рутинный технологический процесс на высоком качественном уровне. Поэтому поддержка будет оказываться и тем вузам, готовящим кадры с точки зрения реализации наработанных технологий.

Надежда Кацало:

Александр Витальевич, расскажите, пожалуйста, предысторию вопроса: - в СССР разве отсутствовали исследовательские университеты? - почему именно сейчас было решено заняться этим проектом: предпосылки, международный опыт - что повлияло?

Александр Хлунов:

Действительно, в Советском Союзе существовали исследовательские университеты, тогда это были институты, имевшие развернутые междисциплинарные программы исследований. Но это было в Советском Союзе. Что касается решения заняться этим проектом сейчас, то оно обусловлено требованиями российской экономики, главной проблемой которой является кадровая проблема. А международный опыт, он только способствовал принятию этого решения. Причины – российские.

Матвей:

Не кажется ли Вам, что мы опять насаждаем заокеанский опыт, не продумав российской специфики? За рубежом - университеты - это административные единицы, которым принадлежит земля на правах собственности/аренды, существует развитая инфраструктура, целенаправленный заказ на специалистов. А у нас все на уровне деклараций: хотим, строим, двигаемся!!!! Может стоит менять подходы?

Александр Хлунов:

Действительно, за рубежом имеется самый разнообразный опыт. Начиная от того, что университеты обладают правами собственности, богатыми фондами поддержки. И, действительно, с юридической точки зрения с ними существенно проще заключать контракты на проведение, в том числе, и научно-исследовательских работ, так как данные права собственности могут гарантировать второй стороне выполнение обязательств. В России университеты, в частности, технические университеты, являются бюджетными организациями. В этой связи, мы, конечно, этот заокеанский опыт не можем в полной мере перенять. Что касается развития инфраструктуры целенаправленного заказа на специалистов, то эти вопросы в рамках проекта национально-исследовательских университетов будет решаться. Будет развиваться инфраструктура, будет сформирован заказ на специалистов, выпускников данных университетов, в соответствии с направлением их деятельности. Конкретный пример – Госкорпорация Росатом.

Семенович Руслан:

Бытует мнение, что в России вести исследовательскую работу намного дешевле. Это правда? Насколько это может стать "завлекаловкой" для российских и иностранных ученых и поможет ли это предотвратить пресловутую "утечку мозгов"?

Александр Хлунов:

Прежде всего, соглашусь с тем, что уровень оплаты российских ученых ниже, нежели их западных коллег. Этот фактор сказывается на стоимости исследовательских работ, хотя если говорить о центральной части Российской Федерации, то российский исследователь имеет возможность работать на современном оборудовании, в том числе и по западным стандартам, в рамках центров коллективного пользования. И разница стоимости работ, она снижается. Мы видим, что оплата труда исследователям за последние годы возросла. Она существенно выше, чем в среднем оплата труда по экономике в целом. Я очень надеюсь, что эта тенденция и дальше будет развиваться, а пресловутая «утечка мозгов» превратится в крайне нам выгодную международную кооперацию, позволяющую привнести в научную сферу Российской Федерации необходимый современный менеджмент, опыт работы в рамках крупных исследовательских международных проектов, таких как ЦЭРН, лазерных свободных электронов и других.

Степан, м.н.с.:

Насколько в исследовательских университетах будет гибким формирование структуры вуза? Смогут ли без проволочек быть открытыми новые кафедры и, что не менее важно, закрыты, если эффективность их не подтвердится? Еще меня волнует вопрос приглашенных ученых: насколько отработана у нас практика приглашения ведущих ученых из других стран для преподавания в вузах и руководства научными проектами и лабораториями?

Александр Хлунов:

Мы рассчитываем, что те программы, которые будут представлены на конкурс развития национально университетов, будут развивать разделы, связанные с оптимизацией структуры исследовательских университетов. Считаем оптимальным отказ руководства исследовательских университетов от непрофильной образовательной деятельности, необходимости концентрации материальных и людских ресурсов на приоритетных направлениях. Именно в этих программных рамках и будут открываться новые кафедры, и, что не менее важно, закрываться те, которые не соответствуют требованиям программного развития. Соглашусь с тем, что в полной мере не отработан вопрос приглашения ведущих ученых из других стран для преподавания в ВУЗах и руководству научными проектами. Мы надеемся, что такая практика будет накоплена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научно-педагогические кадры», где имеются мероприятия по приглашению ученых из других стран для работы в исследовательских институтах и других научных заведениях. Как, впрочем, и программ развития национальных исследовательских университетов, также могут содержать мероприятия по приглашению ведущих ученых из других страх для чтения конкретных лекций, мастер-классов, проведения конкретных исследований. Я знаю, случаи, когда зарубежные ученые, работающие в ЦЭРНЕ, высказывали желание проведения исследовательских работ и защиты диссертаций в МИФИ. Очень хотелось бы, чтобы эта практика расширялась.

Зайцев Николай:

Значит ли, что с созданием исследовательских университетов произойдет ломка старого уклада науки? Насколько быстро можно его трансформировать к новым условиям?

Александр Хлунов:

Мне никогда не нравились слова «ломка», «революция». Очень много нашего населения пострадало от последствий такого рода событий. Потому мы рассчитываем на то, что создание исследовательских университетов естественным образом будет вписываться в дальнейшее развитие сектора науки и образования в Российской Федерации , повышать качество образования, результативность научных исследований, не приводя к «ломке». И исследовательские университеты станут самым активным участником наряду с государственными академиями наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, участниками развития науки в нашей стране.

Александр Харин:

Доброе утро, Александр Витальевич! В 1999 году указом премьер-министра В.В. Путина был создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, призванный стать основой инновационного развития России! Университет характеризуется значительным объёмом исследовательской деятельности - среднегодовой объём научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за 5 лет составляет 208 000 рублей в год. Насколько актуальным, по Вашему мнению, является создание национального исследовательского университета в области инноваций на основе РГУИТП, который бы являлся центральным звеном в построении инновационной инфраструктуры и достижения целей, поставленных в программах по развитию нашей страны? С уважением, проректор по учебной работе РГУИТП Харин Александр.

Александр Хлунов:

Я хотел бы обратиться к руководству Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства принять самое активное участие в конкурсе программ развития национальных исследовательских университетов. Никаких препятствий к участию в этом конкурсе не имеется.

Екатерина Кулина:

Александр Витальевич, поясните, пожалуйста, как отразится получение статуса национального исследовательского университета на преподавателях вуза, ведь нагрузка на них, очевидно увеличится? Изменится ли схема оплаты труда преподавателей создаваемых учебно-научных центров?

Александр Хлунов:

Действительно, произойдут существенные изменения как в деятельности университета, так и профессорско-преподавательского состава, и исследователей, работающих в данном университета. Это связано с более активным участием в исследовательской работе, изменении образовательных программ и изменением системы управления университетами. Как представляется, если говорить об оплате труда преподавателей образовательных учреждений, она будет выше за счет существенного увеличения нагрузки, участия в исследовательской деятельности, которая оплачивается в соответствии с государственными контрактами.

Сергей Сергеевич:

Будут ли дипломы НИУ котироваться на Западе?

Александр Хлунов:

Я выражаю полную уверенность, что дипломы национальных исследовательских университетов будут котироваться на Западе, впрочем, они уже котируются. Многие студенты МИФИ, МИСИСа, уже востребованы. Хотя это не является самоцелью.

Александр Колесников:

Предполагается ли использование в исследовательских университетов инновационных методов обучения студентов: комплексные ролевые игры и симуляции, работа в межвузовских командах и пр.? Или акцент будет в первую очередь на исследования?

Александр Хлунов:

Мы очень надеемся, что в рамках реализации программ развития исследовательских университетов прежде всего будут внедрены новые инновационные методы обучения. А сам процесс исследования естественным образом будет интерпретирован в образовательный процесс. И они станут единым целым.

Ростислав Вылегжанин:

Насколько актуальна для данного проекта концепция "сетевого университета", сетевого сотрудничества исследователей и команд, работающих в разных университетах? Нужно ли объединять независимые вузы под одно руководство или те же задачи можно решить путем координации и создания сетей?

Александр Хлунов:

Методы сетевого управления в сфере науки и образования, они, конечно, поддерживаются, они дают новое качество, качество проведения междисциплинарных исследований. Еще более важно, Это сетевое сотрудничество распространить и на исследовательские институты и конкретные компании, работающие на рынке с точки зрения формирования запроса как в рамках подготовки кадров, так и разработки новых технологий. Такое сетевое сотрудничество будет всемерно поддерживаться правительством. Мы приветствуем создание технологических платформ, объединяющих усилия бизнеса, образовательных учреждений и исследовательских организаций для комплексного решения программ развития инновационной экономики.

Вера:

Как правило, в исследовательских университетах количество профессоров, преподавателей и пр. больше, чем количество студентов. Будет ли соблюдено это правило при создании исследовательских университетов в России?

Александр Хлунов:

В настоящее время не рассматривается вопрос нормативного увеличения численности профессорско-преподавательского состава. Что касается привлечения преподавателей и исследовательских кадров, то эти вопросы могут быть решены в рамках реализации программ развития национальных исследовательских университетов, а также в рамках тех контрактов, которые реализуются данными университетами, в том числе государственных контрактов на проведение НИОКР.

Заключительное слово:

Заключительное слово, Александр Хлунов:
Мероприятия по развитию сети национальных исследовательских университетов не являются разовыми. Они предложены в комплексе других мер по дальнейшему развитию сферы науки и образования в Российской Федерации. Речь идет о повышении эффективности действующих структур в сфере образования и науки, оптимизации сети образовательных учреждений, повышение аккредитационных требований, а также развитие новых элементов таких как федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, национальные исследовательские центры. Расширение участия образовательных и исследовательских организаций в международной кооперации. В частности, перспектива присоединения Российской Федерации в качестве ассоциированного члена к Седьмой рамочной европейской программе. Все эти меры позволят повысить качество образовательных услуг, уровень научных исследований в нашей стране. Что же касается деталей вопроса о развитии национальных исследовательских университетов, то диалог будет продолжен с образовательным сообществом 26 ноября на собрании научно-педагогической общественности в городе Белгороде.

Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции