О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Безопасность в общественном транспорте

В последнее время участились сообщение о нечастных случаях в метро, наземном транспорте. Несмотря на это, каждый день миллионы людей выбирают этот способ передвижения для поездок на работу, по делам и не только. Как уберечь себя и своих близких от возможных опасностей общественного транспорта? Что следует предпринять, оказавшись в экстремальной ситуации? На эти вопросы ответили: первый заместитель Генерального директора ГУП «Мосгортранс» - Борис ТКАЧУК; начальник отдела психологической подготовки Центра Экстренной психологической помощи МЧС России - Ирина ЕЛИСЕЕВА; начальник поисково-спасательного подразделения отряда "Центроспас" МЧС России – Андрей АНИКЕЕВ; Валерий ШАБАНОВ - Главный врач полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита».

 

ответы на вопросы

 

1. Надежда , Москва : Что такое безопасность в общественном транспорте?

Валерий Шабанов: Безопасности много не бывает. Потому что транспорт является всегда травмоопасным механизмом, поэтому в любой стране, в том числе и в нашей, вопросы безопасности, тем более в последние годы, придается очень большое значение. Так как она является многокомпонентной, то можно сказать о безопасности – это состояние дорог, состояние транспорта, те приспособления в транспорте, которые влияют на безопасность, внешнее окружение дорог. Это невероятное количество рекламы, которая закрывает знаки, которая отвлекает водителя от ситуации на дороге. Это наличие раздельных полос, когда невозможны встречные удары. Это двери, которые не закрываются, если человек стоит на подножке – фотоэлемент сейчас делают в автобусах, это тоже имеет большое значение. Это квалификация самих водителей или тех, кто водит авто или железнодорожный транспорт. Это количество пассажиров, которые пытаются уехать, и количество транспорта. Это психологическое состояние общество, об этом не надо забывать, что безопасность напрямую зависит и от культуры взаимного общения. И это знание азов безопасности самих пассажиров. А также умение оказывать первую помощь пострадавшим, знание поведения в случаях аварии.

Борис Ткачук: Правильно, безопасность движения – это комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение здоровья и жизни пассажиров и участников движения. Есть понятия – активная и пассивная безопасность. Пассивная – это то, что относится к комплексу технических мероприятий: поддержание подвижного состава в надлежащем состоянии, состояние дорог, а безопасность активная – это то, что связано непосредственно с участниками движения, с людьми – водитель, пассажир, пешеход, работа с ними. Коллега говорил, что пассажир, прежде всего, должен сам себя обезопасить, то есть выполнять те правила, которые имеются на пассажирском транспорте, как наземном, так и подземном. Например, очень много случаев падения в автобусах. Режим вождения в нашем городе сейчас очень сложный, культура вождения оставляет желать лучшего, часто водители подрезают, что вызывает экстренное торможение и падение. А в правилах сказано, что пассажир обязан держаться за поручень, в любом случае и в любой ситуации. Выполняйте правила, которые, к сожалению, не все пассажиры читают, хотя в каждом средстве общественного транспорта они вывешены.

Начальник отдела психологической подготовки Центра Экстренной психологической помощи МЧС России - Ирина ЕЛИСЕЕВАИрина Елисеева: Хотелось бы отметить, что соблюдение тех правил, которые есть для общественного транспорта, можно выразить одной короткой фразой: лучший способ справиться с экстремальной ситуацией - это в нее не попадать. Вот эти правила как раз позволяют пассажиру не попадать в экстремальную ситуацию и следовать своим планам.


 

2. Лидия , Москва : Очень пугают старые маршрутные автомобили, к тому же не раз приходилось усомниться в профпригодности водителей: лихачут, обгоняют, подрезают. Это как-то отслеживается, пресекается?

Ирина Елисеева: Фактом является то, что многие водители маршруток вызывают сомнение пассажиров – а может ли этот водить обеспечить достаточную безопасность поездки. Но, согласитесь, у человека, который видит водителя, у него есть возможность принять решение – поехать на этом маршрутном такси, подождать другой транспорт, выбрать альтернативные маршруты, да? К сожалению, очень многие люди отмечают, что водитель не взывает доверия, все равно следуют стереотипу и садятся в эту машину. Мне кажется, что в этой ситуации надо останавливаться и принимать решение – как спокойнее и комфортнее доехать сейчас и испытать страх и подождать и выбрать альтернативный маршрут и спокойно доехать.

Валерий Шабанов: Да, естественно, сотрудниками ГАИ, показывают по телевизору, делают необходимые проверки, но мне кажется, так как все маршрутки отданы в частные руки, видимо, можно изменить принципы оплаты работы водителя. Не секрет, что заработная плата водителей напрямую зависит от количества перевезенных пассажиров. И у них есть прямая необходимость, нарушая правила, быстрее ехать – лихачат, обгоняют, подрезают, попадая в аварии – страдает пассажир. Я думаю, что эта большая работа должна проводиться на этом уровне – ввести законы, которые бы запрещали водителям проезжать больше возможных маршрутов, чем они это делают. И тогда водители будут ездить значительнее осторожнее. Все лежит в области экономики.

Борис Ткачук:  К сожалению, до настоящего времени нет закона об общественном транспорте как российского, так и московского. Хотя такой закон российского уровня подготовлен и должен был пройти 2-е чтение в ГД, к сожалению, по непонятным причинам он был снят с рассмотрения. Несмотря на это Правительство Москвы дало поручение разработать московский. Законы,  как первый, так и второй, будут регулировать – обязательства перевозчика, обязательства заказчика, качество перевозок и их безопасность будут во главе угла. Сегодня эти документы уже готовятся.


 

3. Максим , Москва : Последний случай в метро, когда электричка сошла с рейсов на Алтуфьевской линии, друзья жаловались, что очень мало было пущено в помощь автобусов? Почему каждый раз при различных ЧП нет оперативного реагирования на ситуацию?

Первый заместитель Генерального директора ГУП «Мосгортранс» - Борис ТКАЧУКБорис Ткачук: В "Мосгортрансе" есть план мероприятий на случай остановки движения. Практические каждая линия определена своими дублируемыми маршрутами наземного пассажирского транспорта на случай сбоев движения, как это было на Алтуфьевской линии. Но для того, чтобы собрать такое количество автобусов – а они работают на маршрутах – нужно время. В момент закрытия движения по метро сразу автобусы, естественно, не появятся, если нет своего установленного маршрута. Но все оперативные меры были приняты, все автобусы согласно плану были поданы в достаточном количестве. К сожалению, на качество перевозки мы не можем рассчитывать, потому что такой объем перевозки наземным транспортом переварить очень трудно. Метрополитен - это стволовая система городского пассажирского транспорта, которой мы стараемся помочь.


 

4. Юрий , Москва : Почему на дорогах в сравнении с Европой нет специальных полос для общественного транспорта??? Я уже молчу про дороги для велосипедистов!

Борис Ткачук: Сейчас уже почти готов проект организации движения по созданию обособленной полосы движения по Волоколамскому шоссе от кольца от Митино и далее до метро Тушинская. Следующее - это Ленинградка после ее реконструкции, и Ленинский проспект от МКАДа до Калужской площади, но мы вместе с руководством ЦАО стараемся, чтобы эта обособленная полоса вошла побольше в центр по Якиманке, там очень напряженное движение троллейбусов.

Валерий Шабанов: У нас лето бывает всего два месяца в году, зачем же велосипедистам выделять отдельную полосу? Например, в Германии велосипедисты едут по тротуару, по специально выделенной дорожке. Не очень приятно идти, когда мимо пролетает велосипедист. Для Москвы это не актуально, я считаю.


 

5. Игнатенко Павел , Москва : В последнее время открылось несколько новых станций метрополитена, и в ближайшем будущем будут открываться еще. А все равно с утра, ездим в переполненных вагонах, есть предложения по разгрузке метро?

Борис Ткачук: Новые станции метрополитена на действующих линиях, естественно, не разгрузят метрополитен, эти линии. А может быть даже, в некоторых случаях, усугубит положение. Нужно строить новые кольцевые линии, рокады, которые позволили бы с одной на другую линию переехать, не пользуясь центральной кольцевой линией.


 

6. Анна , Москва : Метро на сегодня самый быстрый транспорт. Там постоянные давки. А еще почему то принято именно летом закрывать ключевые станции на ремонт. Вы считаете это нормально??

Валерий Шабанов: Зимой народу в метро еще больше, потому что все одеты, а летом все-таки многие в отпусках, поэтому и ремонтируется в это время.

Борис Ткачук: Чтобы метро не было давки, надо другой скоростной транспорт, скоростной трамвай, например.


 

7. Екатерина Мишина , Москва : Иногда приходится поздно возвращаться на метро, на привокзальных станциях можно встретить и подвыпившые компании, и бомжей. Какие задачи по безопасности ставит перед собой столичный метрополитен?

Валерий ШАБАНОВ - Главный врач полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита»Валерий Шабанов: Что может сделать столичный метрополитен, если рядом с метро находятся бомжи и выпившие компании? Это вопрос к милиции, а не к метрополитену. Другой вопрос, почему нет какого-то дрескода, а также наличие в общественном транспорте огромных баулов. Либо надо брать большие деньги за такой груз, либо не пускать с ним в метро. Это мое личное мнение. А это уже напрямую являлось бы вопросом безопасности, возможность входить людям в метро. Тележки на колесах – это же просто жуть.


 

8. Екатерина , Москва : В общественном транспорте и особенно в метро часто встречаются бездомные люди, у которых целый букет заболеваний. Какие меры предпринимаются для дезинфекции транспортных средств?

Борис Ткачук: Прежде всего, конечно, есть определенная система поддержания чистоты в подвижном составе – ежедневная уборка салонов. Кроме того, раз в год проводится дезинфекция с применением соответствующих дезинфектантов, когда не мы сами убираем салон, а это специализированная служба целая, которая приезжает и обрабатывает весь подвижной состав, прежде всего салон. 

Валерий Шабанов: В метро существует целая служба для этого.


 

9. Константин Тыщенко , Москва : Ежедневно тысячи людей ездят в столицу на работу. Какие перспективы развития транспорта между Москвой и городами Подмосковья?

Валерий Шабанов: Во-первых, нужно разработать систему, чтобы в Москву такое огромное количество людей не ездило работать, то есть выносить рабочие места в Подмосковье. Строительство огромных количеств дрог, которые вели бы в Москву, явно нерентабельно, легче перенести работу в Подмосковье. Строят, конечно, есть развитие. Но ведь через одну трубу можно провести только определенное количество жидкости.

Борис Ткачук: Есть система обеспечения подвоза как из области в Москву, так и из Москвы в область. В «Мосгортрансе» порядка 30 маршрутов работают непосредственно для обеспечения этой связи. Это Калужское направление, также мы работаем в Красногорске – это областной город, и в свое время было принято решение о том, что мы его обслуживаем. В области тоже есть такой же ГУП, как и мы – «Мострансавто», который сегодня, как и мы, обеспечивает обратную связь. Мы работаем в тесном контакте с ГУП «Мострансавто» и Министерством транспорта Московской области.


 

10. Максим , Москва : Проверяются ли частные маршрутные такси (газели) на безопасность и пригодность к перевозке пассажиров? Насколько опасно ездить на таком транспорте?

Борис Ткачук: Если есть какое-то сомнение, то мы всегда готовы пассажира перевезти. Как правило, маршрутные такси на сегодняшний день в большей части дублируют маршруты «Мосгортранса». Поэтому, может быть, лучше подождать автобус, чем садиться в маршрутное такси, если есть сомнение в качестве перевозок. Я понимаю, что они являются нашими конкурентами, но сегодня подвижной состав их меняется, у них появляются большие автобусы, «Скания». Не ругая их подвижной состав, я говорю, что если вам не нравится, как возит маршрутное такси, мы готовы предоставить свой сервис.


 

11. Рита , Ростов-на-Дону : Какие места в маршрутке самые безопасные?

Начальник поисково-спасательного подразделения отряда "Центроспас" МЧС России – Андрей АНИКЕЕВАндрей Аникеев: Анализируя ДТП с маршрутками, чаще всего - это вина водителей. То есть чаще всего маршрутка врезается в машину или в преграду. Поэтому движение пассажиров в ней идет вперед. Теоретически самое безопасное место – за водителем спиной к движению. А практически может быть как угодно.


 

12. Оля Чкалова , Москва : Существуют ли какие-то приемы для того, чтобы выбраться из толпы в замкнутом пространстве? Например, если нужно выйти из вагона, а никто не выходит?

Андрей Аникеев: Есть правило, что человек, двигаясь в толпе, должен стараться продвинуться от центра толпы к периферии, естественно, в направлении толпы, не сопротивляясь ей.

Ирина Елисеева: Существуют правила обеспечения своей безопасности в толпе. Безусловно, в утренней и вечерней пробке мы попадаем в толпу. Можно заранее предусмотреть несколько вещей – женщинам лучше не быть на каблуках. Должна быть удобная одежда и обувь. Одежда не должна быть развевающаяся, не застегнутая. Желательно, чтобы сумка не болталась под ногами, она должна быть плотно прижата локтем, локти должны быть прижаты к телу, создается компактная позиция. Там, где самое плотное ядро толпы – туда лучше не попадать, Андрей уже сказал, как это можно сделать. Ни в коем случае нельзя двигаться в противоположную толпе сторону. Представьте, что нам нужно выйти из вагона и мы не успели это сделать вовремя, толпа идет в вагон. Выйти мы не сможем. Будут синяки, человек может упасть, или придется кого-то растолкать. Здесь надо заранее прогнозировать ситуацию и выстраивать соответственно свои шаги. Если надо выйти на следующей станции, надо принять эту компактную позу. Но когда движение началось, нельзя идти против движения.

Андрей Аникеев: В большинстве таких случаев, если вы не успели выйти, лучше остаться в вагоне и проехать еще одну остановку, чем сопротивляться толпе.

Борис Ткачук: Когда входят в автобус, троллейбус, трамвай - это происходит у нас через переднюю дверь - не надо задерживаться около передней и второй двери, надо пройти в хвост автобуса, там обычно бывает свободно. Но люди игнорируют это правило, и получается толчея. Надо по площади подвижного состава равномерно стоять, тогда не будет толпы и возможности упасть.


 

13. Олег К. : Помнится, когда-то в Японии в метро был совершен теракт посредством газа. Тогда погибло очень много человек. Как Вы считаете, такое может повториться у нас? Если да, то, что следует предпринять в этом случае?

Валерий Шабанов: Нужно сказать, что там применялся Зарин – боевое отравляющее вещество. Вообще может произойти все что угодно, но ходить с противогазом с собой – человек в футляре не может обезопасить все. Баллоны в метро не пропускают, то есть существует определенная гребенка, которая может пассажиров защитить. Кроме того, вентиляция в Москве отличается от японской, поэтому вероятность широкого распространения таких веществ у нас меньше. А делать что – тряпку можно намочить и приложить к дыхательным путям. Это все, что вы можете сделать в такой ситуации.


 

14. Анастасия Верехова , Саратов : Как-то раз наблюдала чудовищную картину. Девочка лет 12-ти заходила в автобус, и вдруг водитель закрыл двери, прищемил ей одну ногу, вторая осталась на земле, и тронулся. Девочку проволокло около 400 метров, пока он удосужился остановиться. Естественно там были и травмы головы, спины и т.д. Не хочется сейчас давать оценки действиям шофера этого автобуса. Хотелось бы просто узнать, что можно предпринять, оказавшись в такой ситуации?

Андрей Аникеев: Каждая ситуация решается по-разному, просто непонятно, почему такое длительное время было движение в автобусе, потому что пассажир или окружающие должны просигнализировать о том, что случилось – криком, стуком, как угодно. А водитель должен отреагировать.

Борис Ткачук: Весь новый подвижной состав имеет устройства, которые не позволяют водителю закрыть дверь, пока на площадке кто-то стоит. Но рассматриваемый случай – это ЧП, у нас такого не было. У нас каждый случай рассматривается.


 

15. Жанна Егорова , Москва : Моей дочери 12 лет, для того, чтобы добраться до школы нужно проехать на автобусе, а потом 2 остановки на метро. В этом году я еще ездила с нею, но со следующего она очень хочет ездить сама. Насколько это безопасно? Что мне следует ей рассказать перед тем, как отпустить одну?

Начальник отдела психологической подготовки Центра Экстренной психологической помощи МЧС России - Ирина ЕЛИСЕЕВАИрина Елисеева: Это вопрос к психологу. Хотелось бы сказать, что, безусловно, мама приняла верное решение, что наступил тот момент, когда дочери надо предоставить большую самостоятельность, и что, конечно же, подготовить девочку, что она будет самостоятельно передвигаться по Москве, потому что дальше будет расширение ее самостоятельности. Это важный момент для того, чтобы ребенок научился брать ответственность за себя, научился постепенно правилам психологии безопасности, безопасного поведения. И первое, что здесь хочется сказать, конечно, надо четко оговорить правила – когда, в каких случаях девочка звонит маме. Совершенно естественно, что на первом этапе девочка, приехав в школу, звонит маме, что все хорошо, или, если задерживается, оп какой причине. Первое время родителям хочется девочку встречать. Это нормально. Главное, чтобы было больше самостоятельности со временем. Важно объяснить ребенку, что независимо от того, что просят сделать посторонние люди, надо уметь говорить «нет». Я знаю, что мне надо доехать до школы и я говорю «нет» тем подросткам, которые меня хотят привлечь к посещению кинотеатра. Умение говорить «нет». Вот это как раз начало понимания, где мое личное пространство, мое Я, границы Я. И еще важный момент. Как себе будет вести мама, когда рано или поздно наступит момент, когда девочка задержалась. Здесь важна реакция родителей. Стандарт – выплеснуть эмоции на ребенка, отругать. А у ребенка, возможно, тоже стрессовая ситуация – задержка транспорта, что-то потерялось, здесь важно не выплескивать эмоции на ребенка, а говорить об эмоциях родителя ребенку. Поговорить с ребенком о его чувствах, которые испытывал он. Это очень важный момент, который позволит, с одной стороны, отреагировать на те эмоции, которые возникли в этой ситуации, с другой стороны выработать пути решения – как оптимально действовать в этой ситуации, чтобы выйти из нее с минимальными потерями, рассмотреть различные варианты развития ситуации, что в каких случаях делать. Именно так воспитывается культура безопасности. Собственно, происходит человека к адекватному реагированию, действиям в нестандартных ситуациях.

Начальник поисково-спасательного подразделения отряда "Центроспас" МЧС России – Андрей АНИКЕЕВАндрей Аникеев: Человека нужно готовить к самостоятельности, но это опасно. И здесь существует несколько факторов опасности, их нужно предусмотреть родителям ребенка. Ребенок выходит на улицу. Он становится участником дорожного движения. К 12 годам он должен быть подготовлен, соблюдать правила дорожного движения автоматически. Если этого нет, надо либо добиться этого быстро, либо потренироваться. Если ребенок ездит в метро, то он должен знать правила поведения в метро – эскалатор, платформа. Надо создавать различные модели ситуации и прорабатывать возможности выхода из нее. Кроме общественного транспорта, ребенок здесь попадает в чужое общество, с посторонними людьми, как действовать, если с ним пытаются заговорить, вовлечь во что-то, насильно затащить куда-то. И, соответственно, контроль телефонный должен быть, доведенный до автоматизма. Дети иногда забывают позвонить, надо довести до автоматизма телефонный контроль. 

Ирина Елисеева: В принципе, каждый родитель в какой-то момент оказывается перед выбором – либо всю последующую жизнь не отпускать ребенка от себя и обеспечивать безопасность, но тогда ребенок не будет самостоятельным, будет инфантильным, либо пойти на существующие риски, но способствовать развитию человека, который должен быть самостоятелен и способен принимать решения.


 

16. Марина , Санкт-Петербург : Добрый день! Скажите, пожалуйста, при спуске в метро сильно меняется атмосферное давление? Это не вредно?

Валерий Шабанов: Давление меняется незначительно, и это не вредно.


 

17. Александр Дронов : Когда толпа давит тебя, чтобы ты проходил вперед, а идти уже просто некуда (например, когда спускаешься с эскалатора в метро, а перед тобой толпа, которой некуда двигаться), есть ли какой-то способ противостоять ей?

Валерий Шабанов: Двигаться вместе с толпой, постепенно уходя на периферию.


 

18. Наталья Жаркова , Москва : Один мой знакомый ехал в трамвае во время грозы, и молния, ударившая в трамвай, серьезно его травмировала. Есть ли особые рекомендации по поведению в транспорте во время грозы?

Валерий Шабанов: Не знаю, серьезно ли он травмирован, но, как правило, при ударе молнии в трамвай с пассажирами, сидящим внутри, никакого вреда не происходит.

Борис Ткачук: Трамвай – самый безопасный вид городского пассажирского транспорта, потому что он полностью заземлен. Уже пять лет у нас ни одного случая. Это нонсенс. Никакого воздействия на пассажира быть не может.

Валерий Шабанов: Там же деревянные полы, сиденья не токопроводящие. Не прислоняйтесь к корпусу, и все будет хорошо.


 

19. Почемучка : Если человек упадет с платформы метро, правильным будет: упасть в углубление между рельсами и ждать пока не заберут, убежать к началу платформы или попытаться быстро-быстро вернуться обратно?

Валерий Шабанов: Лежать в углублении между рельсами и ждать, пока тебя заберут. Не бежать, никуда не двигаться, упорно лежать.

Андрей Аникеев: Не надо трогать рельс, который ближе к платформе, он закрыт красным кожухом.


 

Валерий ШАБАНОВ - Главный врач полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита»20. Евгения Великанова : Что делать, если, воспользовавшись толчеей, к тебе очень тесно прижимается мужчина?

Валерий Шабанов: Это болезнь, психическое отклонение, девиация. Прижимаются не только к женщинам, но и к мужчинам. Другой вопрос, что мужчины, как правило, не жалуются. Надо двигаться от этого мужчины в сторону. Они, как правило, боязливы, не начинают конфликтовать или драться, поэтому можно его отсечь словами…


 

21. Ангелина Шаталова , Москва : Если вдруг почувствуешь, что кто-то залез к тебе в сумку, стоит ли поднимать крик, или лучше смолчать, чтобы не ударили?

Андрей Аникеев: Громко и культурно сделать ему замечание.

Ирина Елисеева: Вопрос в том, есть ли рядом свидетели, либо нет. Если нет свидетеля, то безопаснее сумку отдать, если он достал нож, например.

Валерий Шабанов: Действовать по ситуации. При ситуации, когда это угрожает жизни, лучше отдать сумку и тут же сообщить в милицию по переговорному устройству, отодвинувшись на безопасное расстояние.


 

22. Jane : По каким признакам можно выделить из толпы террориста-смертника?

Ирина Елисеева: Здесь вопрос в том, а с какой целью в толпе необходимо выделять террориста-смертника. Специалисты силовых ведомств обладают этими навыками, умеют это делать. Это достаточно сложная и профессиональная работа. Более того, неотложные действия в случае, если вы распознали такого человека, могут спровоцировать и погубить ситуацию. Поэтому это вопрос работы специалистов. Единственное, что если какой-то человек у вас вызывает сильное беспокойство, напряжение, подозрение - найдите способ спокойно удалиться на максимально возможное от него расстояние. Это касается и хулиганов, и агрессивно настроенных людей, не только террористов-смертников. Следует выйти в другой вагон, переждать поезд. Ни в коем случае не конфликтовать с ними. И обязательно после выхода из вагона – сообщить об этом работникам милиции.

Андрей Аникеев: В памятках можно встретить, что у них пустые глаза - неправда, человек, который приготовился к смерти, может быть весел и спокоен.


 

23. Лиза : Что делать если, находясь в толпе, чувствуешь, что начинаешь падать?

Ирина Елисеева: Удержаться любым способом, которым возможно, хвататься за то, за что можно держаться, прежде всего за людей.

Андрей Аникеев: Если человек упал в толпе, у него минимальные шансы выжить. Надо принять все возможности, чтобы не упасть, или же обязательно встать, если упал.

Валерий Шабанов: Если случилось падение, надо перевернуться и на коленях подниматься.


 

24. Данила , Псков : Говорят, что после окончания экстренной ситуации самый тяжелый психологический срыв ждет людей, взявших на себе в трудный момент функции лидера. Как Вы посоветуете, стоит ли руководить в тяжелой ситуации, если чувствуешь в себе силы?

Ирина Елисеева: Не совсем понятен вопрос, потому что в экстренной ситуации функции лидера, руководителя должен брать на себя профессионал, который обладает знаниями, навыками, умениями, и эти люди психологически подготовлены для работы в таких ситуациях. Когда же лидером становится человек не подготовленный, безусловно, он с одной стороны является пострадавшим в этой ситуации, но с другой стороны, на него ложится ответственность за людей. У него нет навыков действий в этой ситуации, и это сильная психологическая нагрузка. В этой ситуации брать на себя роль лидера не стоит. Когда мы говорили о взрыве в метро, одним из лидеров был офицер МЧС. Всегда найдутся подготовленные люди. Когда они есть, и психологические последствия будут незначительными.


 

25. Леонид , Москва : Что делать при взрыве вагона в метро?

Андрей Аникеев: С гибелью машиниста или без гибели машиниста. Во-первых, надо оценить ситуацию и не поддаться панике. Ни в коем случае не надо выбегать сразу из состава, выпрыгивать, бежать куда-то. Если не развился пожар, не увеличивается задымление, то нужно оставаться на своих местах и оказать окружающим пострадавшим первую медицинскую помощь. И слушать, что говорит машинист. Если он имеет возможность, он всегда предпримет действия по оповещению людей в поезде, как себя вести, что делать. Естественно, если никакого оповещения нет и нет повторного взрыва или факторов опасных пожара, задымления и оставаться в вагоне до конца и ждать помощи. Если люди разбегутся по тоннелю – опасности больше.

Валерий Шабанов: При взрыве в перегоне Автозаводская-Павелецкая – эталон поведения машиниста. Человек выполнил все четко и спас очень много людей своими действиями. Причем эти действия, которые у него были заложены в инструкции. Об этом надо всегда помнить.


 

Первый заместитель Генерального директора ГУП «Мосгортранс» - Борис ТКАЧУК26. Женя В. : Какова максимальная скорость для общественного транспорта?

Борис Ткачук: Неясно, что имеется в виду под максимальной скоростью. Скорость в движении ограничена 60 км в час по Москве, это установленная скорость. Если иметь в виду техническую скорость, которую можно развить – например, трамвай развил скорость 92 км во время испытаний на Строгинском мосту. Но конечно, с такой скоростью общественный транспорт двигаться не может. Трамвай едет в среднем со скоростью 14 км, у автобуса - 16 км в час средняя скорость, с учетом наших пробок. Но и во время перегона скорость не превышает 60 километров в час.


 

27. Ольга Поселкова , Москва : А проводились ли когда-нибудь краш-тесты для маршруток?

Андрей Аникеев: Для всех моделей машин проводятся крэш-тесты, но многие фирмы проводят переоборудование маршрутных такси.

Борис Ткачук: Что является грубейшим нарушением и находится под контролем определенных органов, которые принимают соответствующие меры.


 

28. Татьяна , Санкт-Петербург : Иногда при поездках на машине видишь страшные аварии, что говорить и как объяснять ребенку, если он вдруг что-то такое увидит?

Ирина Елисеева: К сожалению, дети становятся свидетелями страшных ситуаций, когда они видят смерть, травмы. Безусловно, для них это психологически значимые ситуации. Конечно, лучше, если ребенок этого видеть не будет. Но если мы уже оказались свидетелями страшного случая, то не надо ребенку говорить – не смотри туда, отворачивать его. Просто надо как можно быстрее его оттуда увести. Это первое. Второе – безусловно, у ребенка возникнут вопросы, и на них надо честно отвечать. Да, такое происходит, и происходит потому, что. Это происходит из-за того, что. То есть мы объясняем ребенку, что не каждая поездка на автомобиле этим заканчивается, это связано с тем-то и тем-то. Может измениться поведение ребенка после того, как он видел эту ситуацию – могут быть нарушения сна, аппетита, ребенок может стать более капризными или дистанциированным. К ребенку в этот момент надо более внимательно относиться, быть к нему ближе, проводить больше времени, наблюдать за его реакциями. Если вы обратите внимание, что больше чем через месяц сохраняется повышенная тревожность, сохраняются сны – тогда уже следует обращаться к специалистам.


 

29. Виктория : Когда передвигаешься в толпе ребенка лучше взять на руки или вести рядом с собой?

Андрей Аникеев: В толпе ребенка лучше взять на руки. И если есть возможность попросить кого-то помочь поддерживать вас с ребенком особенно, если рядом находится мужчина взрослый, сильный, потому что ребенка нести тяжело, центр тяжести смещается вверх.


 

30. Светлана : А если, человек оказался под завалом, каким образом ему лучше всего дать о себе знать?

Андрей Аникеев: Как происходит поиск? Естественно, когда спасатели попадают на завал, где подразумеваются люди, то они сначала пытаются визуально определить наличие полостей, наличие каких-то фрагментов, по которым можно определить, что в завале человек. Если это не удается, не видно на глаз, то есть такое правило: в завалах назначается минута тишины – техника, люди останавливаются и внимательно слушают звуки. Естественно, если человек имеет возможность подать голосовой сигнал, постучать, то спасатели его услышат и начнут поиск в этом районе. Подавать сигналы - рекомендация. Есть и другие способы, когда человек может быть в бессознательном - кинологи, собаки, по нюху пытаются найти людей. Специальные приборы, которые реагируют на сердцебиение, тепло человеческого тела, которые вводятся в полость завала и помощью них находятся люди. Лучше не попадать в такую ситуацию, но если попали, то надо надеяться, что вас достанут. Российские спасатели отличаются тем, что работают упорно и до конца.


 

31. Нина Александровна , Москва : Какие меры безопасности применяются в данный момент для избежания терактов в общественном транспорте?

Андрей Аникеев: Дело в том, что, без сомнения, в основном меры предупредительного характера, в общественном транспорте оповещение людей, как себя вести. Без сомнения, сотрудники внутренних дел следят за подозрительными предметами и людьми. Но какую бы систему безопасности общественный транспорт не представил, без собственного внимания все это будет бесполезно. Поэтому, во-первых, дабы избежать травм в транспорте, каждый должен относиться к этому достаточно серьезно.

Борис Ткачук: Безопасность в данный момент. Что делает «Мосгортранс»? Созданы оперативные группы, которые патрулируют наш подвижной состав на маршрутах, городского пассажирского транспорта. Кроме того, в обязанности водителя входит осмотр подвижного состава на конечных пунктах. Строго смотрим, есть результаты. Слава богу, без больших ЧП, но некоторые шутники подбрасывают и муляжи и т.д. Но мы вскрываем эти случаи. И здесь совершенно правильно коллега сказал, что прежде всего бдительность пассажира. Любой посторонний бесхозный предмет – водитель готов выслушать и принять меры. У каждого водителя есть памятка, как себя вести в такой ситуации. Экстренная связь, сотовый телефон у каждого водителя есть. Но, в соответствии с законом РФ номер 12 по обеспечению безопасности, большой комплекс работ определен на наземном транспорте, на метро тоже. Это и установка камер записи, прямая связь, прежде всего, внедрение системы навигации - любой автобус, троллейбус отслеживает диспетчер и онлайн связь с водителем, тревожная кнопка. И на остановках - проект разработан безопасного остановочного павильона - прямая связь с милицией, видеонаблюдение. Правительство Москвы этим занимается, проводит конкурсы на выполнение этих работ.


 

32. Николай : При аварии и взрывах, каковы принципы оказании первой помощи пострадавшим?

Валерий Шабанов: Важный вопрос. Если вы оказались в эпицентре аварии или взрыва, и остались живы – ваша святая обязанность оказать первую помощь ближнему. Необходимо вынести пострадавшего из места ухудшения здоровья, чтобы не было повторного взрыва, например. Затем постараться обездвижить или иммобилизировать пострадавшую конечность, уложить на жесткое ровное место. Вызвать на себя те службы, которые бы ликвидировали последствия данного происшествия. При необходимости освободить дыхательные пути для того, чтобы пострадавший мог дышать, провести элементарные реанимационные мероприятия. Поскольку разговор идет о транспорте, нужно сказать вот о чем: у нас до 2012 года существует программа по совершенствованию безопасности движения, в рамках которой проводятся научные исследования, а так же разработка новых нормативных актов об оказании первой помощи на дорогах. Ведь оказание в первые минуты помощи пострадавшим на дороге – посчитано, что более 30% , если им оказали в первую минуты помощь, останутся живы. Учитывая, что на наших дорогах погибает более 30 тысяч человек ежегодно, это официальная статистика, значит, мы можем спасти 10 тысяч человек. Поэтому в нормативные акты вводится обучение оказанию первой помощи всех, кто будет получать права. Кроме того, водителей профессионалов будут обучать оказанию первой помощи. Вводится новая аптечка для различных видов транспорта. В рамках этой программы в России будет развита перевозка пострадавших с помощью вертолета. Это трасса Санкт-Петербург – Москва, трасса Дон и Казань. Распределены зоны ответственности всех больниц, которые стоят на трассах, они отвечают за конкретный километраж дороги, а также вертолетное обеспечение трассы, чтобы вывозить пострадавших как можно быстрее. Кроме этого, укрепляется материальная база больниц, расположенных вы зоне ответственности. Строятся вертолетные площадки у больниц. Кроме того, обязали самих работников ГАИ оказывать первую помощь. Теперь они обеспечиваются специальными укладками медицинскими, и до приезда Скорой помощи им вменяется в обязанность оказание первой помощи. К сожалению, разрушилась система, существовавшая при Советском Союзе, когда всех граждан обучали оказанию первой помощи.

Ирина Елисеева: Но существует множество программ, по которым любой человек может обучиться оказанию первой помощи.

Андрей Аникеев: Позволю себе в некоторых вопросах категорически не согласиться с коллегой. Особенно это касается ДТП. Очень часто характер травм при ДТП не позволяет иммобилизировать и как-либо тревожить пострадавшего. Есть факторы четкие, когда нельзя этого делать. Если есть угроза дальнейшего травмирования, его ни в коем случае нельзя эвакуировать. Также и иммобилизация – без обезболивания она может причинить болевой шок.


 

33. Philosoff , Саратов : Нежелание быть в толпе, некомфортное состояние, ощущаемое от большого количества людей вокруг – это нормальное психологическое явление? К чему по своей природе более склонен человек?

Ирина Елисеева: Нормальная ситуация, когда в толпе возникает дискомфортное состояние. Потому что разрушаются границы личного пространства, возникает ощущение беспокойства. Тревоги. Это нормально. Вопрос в том, управляемо это состояние страха, тревоги или оно уже подходит к тому пределу, когда человек готов на любые безрассудные действия, чтобы оттуда выбраться. Существуют достаточно простые приемы, чтобы снять временно состояние страха и тревоги. Когда оно чрезмерно. Когда нет возможности выбраться из толы сразу же. Один из приемов – сделать себе достаточно больно - ущипнуть, стегнуть резинкой для волос, сложив ладони плотно лодочкой, прижать к лицу и подышать, то есть ограничить поступление кислорода. Это те приемы, которые позволят на какое-то время свое состояние стабилизировать, чтобы не совершать потенциально опасные поступки. Формулы самовнушения. Как правило, к тому состоянию страха и беспокойства более устойчивы люди подготовленные, стрессоустойчивые. Чувство беспокойства – нормально. В крайнем случае, если сердцебиение, холодный пот, то надо использовать эти приемы. Можно использовать ритмичную музыку в плеере в наушниках. В норме чувство страха и беспокойства не несет разрушения для психики, но в ситуации стрессового состояния, усталости, астении, конечно, воздействие усиливается, и это надо принимать во внимание.

Валерий Шабанов: Мысленно погладить себя по голове и сказать, что ты хороший. Нельзя поддаваться панике толпы. Главное себя успокоить и не действовать как толпа. Перейти в периферию толпы, не быть в ее ядре.

Ирина Елисеева: Существуют разработанные правила поведения в разных видах толпы, агрессивной, панической, стяжательской. Эти правила доступны, с ними можно и нужно ознакомиться, но у специалистов.


 

34. Аня Николаева : В автобусе часто видела молоточки для разбивания окон. А разве можно им разбить окно и не порезаться? Он такой маленький.

Борис Ткачук: Пускай автор этого вопроса не боится, потому что окно, оно само по себе закаленное, триплекс, рассыпается на мелкие кусочки, и травм от этого окна не будет, а будет дополнительный выход из заблокированного транспорта.


 

35. Павел : Какую ответственность несет водитель и его руководство в случае аварии? Возможно ли применения уголовной ответственности, если трагедия произошла по вине шофера?

Борис Ткачук: По трудовому кодексу – это дисциплинарная, по уголовному – уголовная, в зависимости от тяжести этих случаев. К сожалению, у нас есть практика уголовной ответственности водителя за нарушение.


 

36. Ксения , Москва : Что делать, если в общественном транспорте стало плохо? Куда обратиться в экстренной ситуации?

Борис Ткачук: Что касается общественного транспорта, прежде всего надо обратиться к водителю, если пассажиру стало плохо, он вызывает скорую помощь, и также у него есть аптечка.


 

37. Лиана , Днепропетровск : Как обычно работают с людьми, пережившими катастрофу или теракт психологи? Всем ли необходима психологическая помощь в подобных ситуациях?

Ирина Елисеева: Безусловно, работать с людьми, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, психологам нужно. В зависимости от масштабности, от длительности чрезвычайной ситуации и от ряда других факторов, определяется количество людей, которым необходима психологическая помощь. Если это крупная, масштабная чрезвычайная ситуация, практически всем требуется психологическая помощь. Надо сказать, что психологи МЧС выделяют шесть групп пострадавших в чрезвычайной ситуации, и к ним относятся не только те люди, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, заблокированные в машине, в завалах, но то и те люди, которые являются родственниками или близкими этих людей, это люди, которые пострадали материально – лишились дома и имущества, которые не пострадали, но стали свидетелями гибели и травмирования людей – очевидцы. Более того к пострадавшим мы относим и тех людей, которые, узнав о происшествии, например, из СМИ, приезжают туда, мы называем из зеваками, с ними тоже надо проводить психологическое сопровождение. Вторичные пострадавшие – телезрители. Наблюдая за событиями эмоционально вовлекаются, так что чувствуют, как будто это происходит с ними. Например, «Норд-Ост» и Беслан показали, что на всей территории страны были такие вторично пострадавшие люди. Им была нужна психологическая помощь. Последняя группа – сами специалисты – медики, представители силовых структур, психологи и даже журналисты, которые работают по чрезвычайным ситуациям. Но у них другой характер психологического травмирования. Не всем нужна психологическая помощь пострадавшим, но чем крупнее чрезвычайная ситуация, тем большее таких людей. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям создана система оказания психпомощи пострадавшим, которая получила, в том числе, и профессиональное признание, была отмечена премией «Золотая Психея» в прошлом году. Собственно, наша система, она принципиально отличается от системы, существующей на западе, мы считаем что наша более эффективна, и опыт работы в крупных чрезвычайных ситуациях за последние 10 лет показал необходимость и перспективность той системы, которая у нас создана.

Завершающее слово:
Борис Ткачук: Хотелось бы обратиться, прежде всего, к мамам и папам, которые должны учить детей передвигаться по городу – как пешком, когда они пешеходы, так и в транспорте, когда они являются пассажирами. В «Мосгортрансе» есть памятка, созданная нами для воспитания маленьких пассажиров, она направлена практически во все школы.

Андрей Аникеев: Дети смотрят на взрослых, и от поведения на дорогах взрослых зависит поведение детей. Если взрослые нарушают правила, то и дети будут их нарушать.

Ирина Елисеева: Судя по тем вопросам, которые нам сегодня были заданы, у людей вызывает большое беспокойство безопасность на транспорте и безопасность в большом городе. Мне очень понравилось, что многие из вопросов сформулированы от действующих лиц – что я должен делать, как я могу помочь людям. Это важно. Важно, чтобы в большом городе люди чувствовали – что бы с ними не случилось, рядом с ними есть профессионалы, которые сделают все возможное, чтобы люди вышли с минимальными потерями из любой ситуации.

Валерий Шабанов: Я скажу проще – люди, будьте бдительны, и дай Бог вам здоровья на этих дорогах!