О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Об итогах работы Росфиннадзора за 2007 год

Каковы объемы финансовых злоупотреблений, вскрытых Росфиннадзором в минувшем году? Сколько средств федерального бюджета было использовано не по назначению? Какие ведомства и регионы России лидируют в статистике нарушений? Сколько дел было передано в прокуратуру и ФСБ? Каковы тенденции развития финансового контроля? Как одолеть всепроникающую коррупцию в госаппарате? На эти и другие вопросы посетителей сайта ответил главный фининспектор России, руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергей ПАВЛЕНКО.

 

ответы на вопросы

 

Вступительное слово:

Сергей Павленко: Во-первых, хочу поблагодарить РИА Новости за большую честь выступать на этой площадке. Во-вторых, хотелось бы поблагодарить сотрудников Росфиннадзора, которых 6 тысяч, за их непростую, тяжелую работу в прошедшем 2007 году. И, в-третьих, поздравить с прошедшим праздником 14 февраля, хотя бы своих собственных сотрудников, потому что кто их еще поздравит, нас не очень любят, я бы сказал, но уважают. Будем считать, что уважения достаточно, а поздравлять будем друг друга.


 

1. Дамадаев Мурат , Махачкала : Сергей Юрьевич, как Вы оцениваете работу вашего ведомства в минувшем году? Насколько изменилась ситуация с финансовым нарушениями в бюджетной сфере по сравнению с 2006-м годом?

Сергей Павленко: Давать качественные оценки самим себе довольно трудно, я бы хотел в более широком контексте сказать, мы добились того, что на бывшем соцпространстве - СНГ, Прибалтика, Восточная Европа, - наша служба если не самая лучшая, то одна из самых лучших. Теперь перед нами стоит задача вывести ее на среднеевропейский уровень эффективности и качества работы.
По количественным результатам нашей работы. В 2007 году службой проведено 34,5 тысячи проверок, из них 21 тысяча, если точно 21,4 тысячи, это проверки соблюдения финансового бюджетного законодательства. В прошлом году мы провели 28,6 тысяч проверок финансово-бюджетного законодательства, это был ситуативный всплеск. Поэтому этот уровень у нас, видимо, и будет оставаться - 21-22 тысячи проверок соблюдения финансово-бюджетного законодательства и 34-35 всего вместе с проверкой соблюдения валютного законодательства. Основным показателем нашей деятельности является доля проверенных средств федерального бюджета. В 2007 году эта доля составила 33%, в 2006 - это был 31%. Мы считаем, что в следующем году мы удержимся на уровне 32-33% и этого достаточно. Насколько изменилась ситуация с финансовыми нарушениями. С нашей точки зрения ситуация начала улучшаться. С нарушениями федерального законодательства в 2007 году израсходовано было 13% средств, которые мы проверяли. В то время как в 2006 году это было 16%. Определенное улучшение есть, но, тем не менее, 13% это примерно 173-174 миллиарда рублей. Всего же в бюджетной системе мы обнаружили нарушения финансово-бюджетного законодательства при расходовании 218 миллиардов рублей. Это достаточно много. В прошедшем году мы делали, конечно, большой упор на устранение этих нарушений, и примерно в 44% этих нарушений мы добились устранения, вскрытых в 2006 году было 28%. То есть задачу не только обнаружить, но и устранить нарушения, я считаю, мы выполняем в большей мере, чем раньше, хотя недостаточно с точки зрения общества. Поэтому результаты нашей работы достаточно позитивны, на мой взгляд, но задачи, которые стоят перед нами, все еще велики.


 

2. Татьяна , Москва : Какие нарушения и злоупотребления чаще всего раскрываются при проверке расходования средств из бюджета?

Сергей Павленко: Структура нарушений примерно такая: пятая часть - нарушения, наносящие материальный ущерб интересам государства - прямой либо косвенный. И четыре пятых - нарушения правил. То есть, когда ущерб наносится эффективности функционирования бюджетной системы в целом. Процедурные нарушения. На первую часть приходится следующие нарушения - неправомерное, в т.ч.нецелевое расходование бюджетных средств в 2007 - 11%, Если взять все нарушения за 100%, то неправомерное, т.е. нецелевое – 11%, неэффективное - 4%, недостачи и излишки средств - 3%. Что касается процедурных нарушений - нарушение и искажение бюджетного и бухгалтерского учета - 41%, нарушение учета госимущества - 28%, нарушение правил кассовых операций и расчетов наличными деньгами - 1%. Вполне понятно, что процедурные нарушения могут быть базой для более существенных вещей. Например, с нарушениями правил обращалось у нас, как мы открыли, порядка одного миллиарда наличных рублей.


 

3. Петровский Семен Львович , Москва : К вопросу о казнокрадстве. Сколько уведенных из бюджета денег вам удалось вернуть в государственную казну?

Сергей Павленко: Я бы сказал, что наша задача - не столько вернуть в казну деньги, сколько восстановить законность и порядок. Мы не фискальный орган, мы - надзиратель за соблюдением закона. Поэтому я бы сказал так: сколько средств мы смогли «санировать». В целом все вместе если посчитать и возмещение средств использованных с нарушением законодательства, и дополнительно поступившие платежи и штрафные санкции - в 2007 году мы «санировали», т.е. возместили в бюджет, на 80,6 миллиардов рублей. В 2006 - на 48,8 миллиардов рублей.


 

4. Семенов Егор Станиславович , Москва : А какие-то конкретные санкции за финансовые махинации Росфиннадзор может выносить? Сколько чиновников было наказано?

Сергей Павленко: Мы можем выносить целый спектр санкций. И применять. Начнем с нецелевого использования бюджетных средств, поскольку там есть и уголовная и финансовая ответственность. В 2007 году мы направили 5760 уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 941 млн рублей. Это финансовая санкция на организацию. В правоохранительные органы мы передали 6142 материала проверок, по которым возбуждено 336 уголовных дел. Вполне понятно, что уголовные дела возбуждаются отнюдь не по каждому нашему обращению. 3714 должностных лиц было привлечено по результатам нашей работы к дисциплинарной ответственности, в том числе 110 - уволены. К материальной ответственности было привлечено 1073 человека. Осуждено по уголовным составам - 79 человек. Поскольку мы можем выносить и сами санкции в рамках административного права, то мы составили 1957 протоколов об административных нарушениях за нецелевое использование средств федерального бюджета. А всего протоколов по другим составам у нас было 3190. И наложили штрафы в размере 4 миллиона рублей на конкретных должностных лиц за нецелевое использование средств федерального бюджета. Всего же штрафов на должностных лиц было наложено на 7 млн рублей.


 

5. Эдуард Горкин , Москва : Интересно, в каких сферах госвласти наибольший бардак с освоением бюджетных денег? Какие министерства и ведомства лидируют по статистике нарушений?

Сергей Павленко: По этому вопросу мы готовим в рамках существующего законодательства отчет о работе Росфиннадзора для внесения в Госдуму в рамках отчета Правительства об исполнении бюджета за 2007 год. Поэтому конкретную цифру пока не хочу называть, наш отчет мы вывесим на сайте, все смогут прочитать, но наибольшие проблемы там, где больше всего денег. Как обычно, лидирует Минобороны, к нему вплотную примыкают комплекс служб, агентств социального блока - Роскультура, Росздрав.


 

6. Ольга Андреевна , Москва : К какой ответственности обычно привлекаются нарушители валютного законодательства? Сколько дел сейчас находится в работе? Какие ведомства и контролирующие органы работают совместно с Росфиннадзором по выявлению таких нарушений? Какие основные проблемы возникают в ходе этой работы?

Сергей Павленко - руководитель РосфиннадзораСергей Павленко: Росфиннадзор - это уполномоченный орган по валютному контролю. Мы работаем в связке с агентами валютного контроля, это Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. Здесь у нас два направления. Самостоятельная работа и работа по информации от правоохранительных органов и банков. В 2007 мы провели 3,8 тысяч таких проверок. В 2006 - 3,5 тысяч. Количественный рост небольшой, но зато вынесли постановлений - 6,8 тысяч против 5,8тысяч в 2006 году. И резко повысили поступление штрафов в 2007 - 209 млн рублей против 102 млн в 2006 году. Наши коллеги из ФНС и ФТС нам переслали - и мы вынесли по ним постановления - своих протоколов в 2007 году - 5,5 тысяч против 3 тысяч в 2006 году, и, соответственно, по результатам их работы взыскано штрафов размере 196,8 млн рублей против 46 млн в 2006 году. Особо хотел бы отметить то, что по линии валютного контроля намного энергичнее и четче начала работать ФТС. Всего же и по нашим собственным направлениям, и по направлениям агентов валютного контроля в 2007 году 406,3 млн рублей было перечислено в бюджет. Это резкий рост. И связано он, на мой взгляд, не с тем, что больше стали нарушать, а с тем, что органы надзора стали лучше работать. Сейчас мы готовим доклад об исполнении дел с исполнением валютного законодательства в РФ в различных отраслях экономики. Это серьезная работа, мы ее обязательно опубликуем на своем сайте. В чем проблема? В том, что мы еще не перешли, но собираемся это сделать в ближайшее время, к фокусированию нашей работы на т.н.тяжелых, наносящих прямой ущерб интересам государства нарушениях валютного законодательства. В общем объеме этих нарушений, наносящие ущерб составляют 34%. Это незачисление валютной выручки, невозврат ее в страну, незаконный экспорт капитала - 17%, невозврат авансовых платежей при импорте - 3%. И незаконные валютные операции -14%. Мы эту проблему собираемся решить уже в этом году. И в следующем году сконцентрировать наши лучшие силы на самых тяжелых, я бы сказал, направлениях.


 

7. Жолтовская Мария , Санкт-Петербург : Чего ждать субъектам ВЭД от ваших проверяющих, и к чему готовиться в этом году по линии валютного контроля?

Сергей Павленко: К чему готовиться. Мы будем менять формат работы. Первое. Росфиннадзором заключено соглашение с Центральным банком России о передаче нам информации коммерческих банков о нарушениях валютного законодательства их клиентами. Это примерно 60 тысяч сообщений в месяц. Технически передача этих данных начнется через 4-5 недель. Эти данные мы будем фильтровать, выделяя, в первую очередь, так называемые «тяжелые составы», то есть невозврат валюты в страну, невозврат авансовых платежей. С этими субъектами внешнеэкономической деятельности мы будем работать уже прицельно. Второе. Мы хотим все-таки прояснить и расчистить ситуацию с дополнениями к контрактам, значительная часть которых носит признаки подделки. Субъекты ВЭД знают, о чем идет речь. Это когда валюта не возвращается в страну, мы начинаем административное производство по этому вопросу, и вдруг откуда ни возьмись появляется задним числом оформленный документ, который называется "дополнение к контракту". На наш взгляд, оформление задним числом дополнений к контрактам теоретически может квалифицироваться как подделка документов, а это уже уголовный состав. Доказывать факт подделки очень трудно, но мы будем это делать. Кроме того, мы планируем обратиться к нашим коллегам за рубежом за помощью, потому что под каждым контрактом стоит подпись российского участника ВЭД и зарубежного участника ВЭД. В первую очередь, мы будем работать с нашими коллегами из Казахстана и Украины, если получится, то расширим круг стран, где национальные органы контроля будут по нашим запросам проверять, не задним ли числом их собственный резидент подписывал "левые" приложения к контракту.


 

8. Басманова Ольга , Санкт-Петербург : Как новый Бюджетный кодекс отразился на системе государственного финансового контроля и в целом - на бюджетной дисциплине?

Сергей Павленко: Любая новация - на некоторое время тяжело, но потом станет лучше. В новом бюджетном кодексе три принципиальных позиции. Первая - с 2009 года исчезают финансовые санкции Минфина за нецелевое использование бюджетных средств (сокращение лимитов бюджетных обязательств). Так что нам надо будет думать, чем заместить эти исчезающие санкции. Скажу сразу, что мы были против, но решение было принято иное. Второе важное для нас изменение - изменение порядка формирования федеральных целевых программ. Сейчас уже в ходе принятия бюджета мы будем видеть подробный список направлений и объектов, на которые будут расходоваться средства федеральных целевых программ, чего раньше не было. Это облегчит нашу работу по надзору за расходованием средств в рамках федеральных целевых программ. А это немалые средства. Третий пункт. В Кодексе вводится норма о том, что Минфин разрабатывает и утверждает нормативные документы, регулирующие порядок финансового надзора на региональном и муниципальном уровне, а также на уровне внутриведомственного контроля. Мы давно выступали за выстраивание единой или, по крайней мере, сопоставимой методики финнадзора для всех уровней бюджетной системы, и надеемся что это произойдет в самое ближайшее время.


 

9. Роман Старков , Москва : Сергей Юрьевич, вопрос от студента "вышки"...  Как вы оцениваете актуальное состояние государственного финансового контроля? Каковы, на ваш взгляд, стратегические перспективы развития в этой сфере?

Сергей Павленко: Давать оценку работе коллег было бы некорректно, если мы говорим в целом о системе - не только нашей, но и регионов, муниципалитетов. Что нужно сделать, на наш взгляд. Это три основных направления. Нам нужно сделать следующее:
1. Создать единую методическую платформу и стандартные регламенты и инструкции для работы всех надзорных органов и федеральные, и региональных, и муниципальных, и внутриведомственных.
2. Нужно наладить обмен информацией между этими органами.
3. Увязать планы их работы.
4. Выровнять санкции, применяемые на разных уровнях и обеспечить их безусловное применение.
5. Создать единую базу данных о нарушениях финансово-бюджетного законодательства и о нарушителях тоже - конкретных должностных лицах.
Второе стратегическое направление - необходимо определиться со стандартами внутреннего финансового контроля в госкомпаниях, корпорациях и автономных некоммерческих организациях, таких как Академия наук, скажем. И обеспечить прозрачность результатов работы систем внутреннего финансового контроля для государства собственника и для граждан.
И, третье, стратегическое направление. Необходимо дополнить фиксацию нарушений рекомендациями о правомерных и эффективных путях устранения этих нарушений. Потому что иногда бывает, и мы с этим сталкивались, что устранение результатов нарушений осуществляется ровно также с нарушением закона. Люди хотят как лучше, но получается - как всегда.


 

10. Вадим Чалмаев , Казань : Как развиваются взаимоотношения Росфиннадзора с региональными властями. Нет ли проблем с взаимопониманием?

Сергей Павленко: Развиваются диалектично, «единство и борьба противоположностей». 1. Понятно, что мы проверяем соблюдение законодательства при исполнении бюджетов регионов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Пока, прямо скажем, проверяем достаточно поверхностно, но уже и это вызывает раздражение у регионов. На следующий год для нас приоритетной задачей становится проверка соблюдения бюджетного законодательства регионами при осуществлении ими переданных федеральных полномочий. Вот тут мы ожидаем очень много проблем и сложностей. 2. Региональные власти нам не враги, а товарищи, и поэтому мы уже начали интегрировать системы государственного финансового контроля. Мы заключили соглашение о взаимодействии с 39 регионами РФ и с 46 их контрольными органами. Эти соглашения означают, что мы на этапе формирования их и наших планов советуемся и обмениваемся информацией о результатах нашей работы. Это первый уровень интеграции. Второй уровень интеграции - это соглашение о работе по единым стандартам. Такие соглашения мы заключили с 13-ю регионами и двумя муниципалитетами крупных городов России - Новосибирск и Волгоград. Особо хочу отметить, что губернаторы и мэры этих регионов и городов проявили не просто добрую волю, они продемонстрировали государственный подход и теперь в этих регионах «фронт» контрольных органов - единый. Так что тут есть позитивное движение, хотя, в общем, и медленнее, чем нам бы хотелось. Но, я думаю, что до конца этого года еще 7-8 регионов заключат с нами соглашения о работе по единым стандартам.


 

11. Прохоров Ярослав , Москва : Расскажите о внутреннем развитии Росфиннадзора? Помогла ли вам административная реформа?

Сергей Павленко: Все рассказать невозможно. Я бы назвал 10 основных пунктов:
1. Нам нужно до конца отладить систему планирования и перейти к 3-летнему плану.
2. Нам нужно повысить квалификацию наших сотрудников, в первую очередь - юридическую и бухгалтерскую.
3. Доработать регламенты действий сотрудников.
4. Переоснаститься компьютерами.
5. Создать справочник типовых программ проверки, в т.ч. передать его нашим коллегам на региональном уровне.
6. Доработать и запустить единый классификатор признаков финансовых нарушений с целью обеспечения единства правоприменения на всей территории РФ.
7. Отладить работу с коллегами в рамках соглашений о взаимодействии по линии финансового контроля с Рособоронзаказом и Росатомом. По линии контроля за госзакупками – с Федеральной антимонопольной службой. И по линии валютного контроля с Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой и ЦБ России.
8. Построить несколько зданий в тех местах, где положение наших сотрудников в территориальных управлениях просто ужасное - Дагестан, Чечня, Ростов, Калмыкия.
9. Сформировать и обучить мобильный корпус контролеров, которые могут перемещаться на территорию других регионов для проведения проверок. Таким образом, обеспечивая и более высокое качество, и предотвращая возможное коррупционные проявления в результате смычки на местном уровне.
10. Сократить долю наших расходов, которые идут на наши административные нужды, и увеличить численность людей, которые будут работать в "поле". Мы в этих целях собираемся укрупнять наши территориальные управления там, где для этого есть все предпосылки. В ближайшее время мы будем это делать очень и очень активно, но осторожно и продуманно.


 

12. Фомичев Денис Игоревич , Москва : Сергей Юрьевич, коррупцию в госструктурах невозможно победить без участия общества. Возможно ли привлечение общественно активных граждан и СМИ к участию в предотвращении злоупотреблений?

Сергей Павленко: Проблема коррупции в РФ не простая, быстрых решений, очевидно, нет, именно поэтому сейчас и говорится о необходимости разработки и реализации комплексных программ, в которых активность СМИ и граждан, я надеюсь, будет являться составным элементом. В нашей части мы это видим так. Нам нужно обеспечить регламентацию действий наших сотрудников, во-первых. Во-вторых, обеспечить соблюдение ими этических норм. Могу сказать, что мы единственный надзорный орган в системе исполнительной власти, у которого принят этических кодекс сотрудников и создана комиссия по разбору конфликта интересов, рассмотрения этических нарушений. В-третьих - гласность. Наши планы мы не скрываем. Общий план работ службы, стратегический, уже размещен на нашем сайте. В ближайшее время мы опубликуем планы работ наших территориальных управлений. Граждане страны и иные заинтересованные лица могут увидеть список 34 тысяч проверок, запланированных нами. Со следующего года мы начнем также открывать и результаты проверок. Именно для СМИ и граждан, чтобы знали, что и где происходит. Вообще же считаю, сто основная проблема в части соблюдения финансово-бюджетного законодательства в ближайшее время будет для СМИ и граждан на муниципальном уровне. И тут два вопроса. Насколько СМИ и граждане будут активны, одна сторона медали, другая - насколько муниципалитеты создадут действенные структуры собственного финансового контроля.


 

13. Владимир Тюрин , Москва : Ваш прогноз развития событий в области бюджетной дисциплины на 2008-й год? Стоит ли ждать всплеска злоупотреблений на фоне смены президента страны?

Сергей Павленко: Считаю, что рост вряд ли возможен. Но нужно понимать, что если начнется административная реформа и слияние агентств с министерствами, то «цена вопроса» будет. Любая административная реформа на какой-то период дезорганизует сложившуюся систему, и эта дезорганизация дает всплеск нарушениям финансово-бюджетного законодательства. Поэтому цена любого административного шока существует просто объективно.


 

14. Инна Ельченко , Москва : Какие способы борьбы с финансовыми нарушениями чиновников, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

Сергей Павленко: Здесь все просто. Главное - неуклонное проведение и воплощение принципа периодичности финансово-бюджетного контроля. Плюс к этому внятное объяснение, как исправлять недостатки. Плюс к этому - проверка того, исправлены ли недостатки. Плюс к этому - жесткие, в т.ч. кадровые санкции к тем, кто не исправляет. Знает, но не исправляет. Пока что мы до этого уровня организации работы, не только в части финансово-бюджетного, не дошли. Но путь понятен.


 

15. Симонов Виктор Борисович , Москва : Сергей Юрьевич, как отреагировало ваше ведомство на известное поручение председателя правительства об "украденном миллиарде"?

Сергей Павленко - руководитель РосфиннадзораСергей Павленко: Мы получили поручение председателя Правительства, и мы его исполняем. Первое - начата проверка расходования средств федерального бюджета, выделенных на восстановление. В ней участвуют Приморское, Хабаровское и Сахалинское территориальные управления Росфиннадзора, а также сотрудники центрального аппарата. Я сам собираюсь туда съездить. Второе - в ближайшее время начнется проверка исполнения бюджета Сахалинской области, в т.ч. и в части средств, которые направляются на восстановление из бюджета области. Мы собираемся, воспользовавшись случаем, на этом объекте опробовать возможности наблюдения за ходом строительных работ со спутников. Мы ведем переговоры с Министерством природных ресурсов о возможности использования их системы космического мониторинга за лесами - рамка фотографии немножко расширится. И возможности использования такого метода работы мы также посмотрим на примере дороги Чита – Хабаровск, которая на бумаге уже принята, а фактически люди, которые по ней ездят, говорят, что это не вполне дорога. И если это получится, то мы будем использовать методы спутникового мониторинга за строительством при надзоре за Владивостоком в рамках подготовки к АТЭС и Сочи в рамках олимпийского строительства.


 

16. Евгений Новиков , Москва : Здравствуйте! Насколько прозрачны и безупречны финансовые отчётности Русской православной церкви? Входит ли в компетенцию Росфиннадзора надзор над использованием церковью пожертвований верующих? Если определённая сумма собиралась на восстановление какого-либо храма, но использовалась не по назначению, может ли в этом случае государство применить какие-либо санкции в отношении РПЦ? Спасибо!

Сергей Павленко: РПЦ совершенно точно не бюджетная организация. И поэтому ее внутреннее финансовые потоки должны, наверное, контролироваться самой РПЦ и православной общиной. Это примерно как государственная корпорация, которая сама себя контролирует. Поэтому никаких санкций со стороны Росфиннадзора здесь в принципе быть не может, и никакого вмешательства в дела РПЦ со стороны Росфиннадзора не может быть также.


 

17. Алексей Крикченко , Пермь : Идет ли работа по сокращению бюрократических формальностей при отчетности в ходе проверок? Насколько Ваше ведомство использует интернет-ресурсы для консультаций по документации?

Сергей Павленко: Я думаю, что сокращать формальности было бы неправильно. Считаю, что формализация действий чиновников, это вообще-то правильно, а надзорных органов - правильно вдвойне, а то и втройне. Потому что, если вы хотите ужесточать санкции, а мы этого хотим, то необходимо обеспечить процессуальную чистоту, четкость критериев и максимальную регламентацию. Что же по части использования документов, то у нас стоят все основные правовые базы. Во-вторых, мы внимательно анализируем судебную практику и с нетерпением ожидаем, когда наши суды, и арбитражные и общей юрисдикции начнут размещать в интернете судебные решения. Проблема пока что в том, что мы не можем обобщать разъяснения, которые дают министерства.


 

18. Дмитрий : Проверки Росфиннадзором осуществляются по итогам деятельности предыдущего периода. А есть ли механизмы, которые позволяют не допустить расходования бюджетных средств на начальном этапе нецелевоого использования? И что бывает с теми, кто хоть один раз был уличен в неправильном расходовании средств? Его чаще проверяют потом или не дают денег?

Сергей Павленко: Сами проверки осуществляются в соответствии с утвержденными регламентами. Три составляющих планирования проверок: 1. Периодичность - раз в 3 года финансово-хозяйственная деятельность любой организации должна проверяться. 2. Риск. Если ранее допускались существенные нарушения - в топ лист на проверки. 3. По обращениям правоохранительных органов, министерств, ведомств, граждан, СМИ. То есть, это тоже риск, но мы его не знали, а вот сейчас нам сообщили. Замечу, что по обращениям правоохранительных органов в 2007 году мы провели 1287 мероприятий, что составило 6% от общего числа наших проверок.


 

19. Светлана Григорьева , Тюмень : Владимир Путин объявил о преобразовании национальных проектов в социально-ориентированные программы, будет ли Росфиннадзор контролировать финансирование этих программ и изменится ли в связи с этим процедура проверок?

Сергей Павленко: Если они будут финансироваться из федерального бюджета, то контролировать будем. Процедура и организация этой деятельности отлажена и, думаем, не изменится.


 

20. Евгений Брагин , Новороссийск : Сергей Юрьевич, скажите, каким образом будут (и будет ли вообще) контролироваться расходы федерального бюджета на Олимпиаду в Сочи?

Сергей Павленко: В части расходов именно федерального бюджета, прямых расходов, мы будем делать следующее. Создадим в Краснодарском территориальном управлении специальный отдел по надзору за этими расходами, и при проверке бюджетных расходов Краснодарского края и города Сочи будем обращать особое внимание на их финансирование по олимпийским объектам и связанных с ними элементам инфраструктуры. Но, вообще-то, Счетная палата объявила, что она сама гарантирует полный контроль за этими средствами. Мы в это верим. Поэтому для нас большим приоритетом будет Владивосток - расходы на проведение саммита АТЭС.


 

21. Даша П. , Москва : А почему Вы говорите, что Вас никто не любит? Разве обычные люди, простые граждане не должны вам быть благодарны за то, что вы не даете нас обкрадывать?

Сергей Павленко: Потому что результаты нашей работы начинают становиться очевидными через какое-то время, а люди хотят быстрых решений и быстрых результатов.


 

22. Екатерина , Москва : Какова средняя зарплата сорудника Росфиннадзора, и наблюдаются ли случаи коррупции в Вашей среде?

Сергей Павленко: Про среднюю заработную плату говорить не хочу, потому что это зависит от региона довольно сильно.
Придаем огромное значение предотвращению коррупции. Мы разрабатываем специальную программу предотвращения даже не только коррупции, но и коррупционного давления на наших сотрудников. То, что предлагают в завуалированной, а иногда и в незавуалированной форме то, что может быть названо взяткой, в общем - да, факт. То, что пока что у нас не было никаких громких дел даже на уровне маленьких инспекторов - тоже факт. Но мы изучаем международный опыт и опыт работы Счетной палаты по борьбе с коррупцией в собственных рядах.


 

23. Наталья , Сергиев Посад А если установлено, что в каком-то ведомстве средства расходовались не по назанчению, каковы могут быть меры наказания? И бывали ли случаи, чтобы наказывали руководителя ведомства, а не "стрелочника" - исполнителя?

Сергей Павленко: Про наказания сказал выше. Были ли случаи, - не часто, но бывали. Таких случаев мало, цифры тоже вам называл. Они свидетельствуют о том, что пока серьезно не наказывают. Потому что считается, что если человек украл у соседа машину - это серьезно, а если вагон машин у государства - не в полной мере серьезно. Такова распространенная идеология, к несчастью. Но этот вектор уже начал меняться.


 

Сергей Павленко - руководитель Росфиннадзора24. Марианна Евгеньевна , Москва : Личный вопрос: как вы относитесь к ужесточению наказания за коррупцию и воровство в госмасштабах. В Китае чуть ли не руки отрубают за подобные преступления, не призываю, конечно к таким мерам, но может стоит ужесточить наказание и ввести , например, пожизненный срок+ конфискацию имущества?

Сергей Павленко: В Китае не был. Видел, как происходят вечеринки чиновников во Вьетнаме, который поменьше и победнее, чем Китай. Жесткие наказания вовсе не означают серьезный барьер. Наоборот, можно отметить тенденцию, которая в том же Китае происходит – чем жестче наказание, тем масштабнее разовая операция. Человек по серьезному нарушает, потому что - либо пан, либо пропал. Это не только украинский или русский подход, но и вполне даже вьетнамский, китайский, африканский, латиноамериканский.


 

25. Борис Архипов , Тюмень : Расскажите, пожалуйста, если в ходе проверки вашими сотрудниками были обнаружены финансовые злоупотребления в том или ином ведомстве, не пытаются ли они сначала договориться с нарушителями о немедленном исправлении?

Сергей Павленко: Да. Такая форма была распространена до 2004 года. Называлась она - в ходе проверки устранены такие-то и такие-то злоупотребления. Сейчас мы эту практику изживаем и, в общем, изжили. Но должен сказать, что она имеет объективные основания - мелкая ошибка, которую можно исправить в течение минуты, - тяжелый вопрос для нас. Дать сейчас возможность исправить и в дальнейшем не допускать - или все-таки зафиксировать эту ошибку.


 

26. Ольга Коленцова , Москва : В вашем отчете за 2007 г. говорится, что особое внимание уделялось вашей службой рассмотрению жалоб, в которых приводились факты неэтичного поведения должностных лиц и злоупотреблении ими служебным положением. А расскажите, может быть есть конкретный пример, как наказали чиновника за неуважительное отношение, явное пренебрежение?

Сергей Павленко: Это работа у нас только началась. Мы уделяли особое внимание организации рассмотрения жалоб, потому что сначала надо определиться с форматами, с порядком рассмотрения, с возможностью вынесения этому чиновнику санкций. Поэтому пока конкретного примера нет.


 

27. Елена , Новосибирск : Отслеживаете ли вы "судьбу" дел, которые переданы вашим ведомством в ФСБ и прокуратуру? Какой процент из них доходит до суда, а какой "закрывается" и по каким причинам, с какой формулировкой?

Сергей Павленко: До ФСБ - нет. До прокуратуры - да. Процент до суда доходит очень маленький. Закрываются обычно с формулировкой - отсутствие состава преступления. Правонарушение есть, но преступления нет. Это означает, что прокуратура не видит оснований для заведения уголовного дела, потому что не рассматривает его как уголовное преступление.


 

28. Татьяна , Омск : А в каких случаях и как надолго Ваша служба может заблокировать расходы федерального бюджета?

Сергей Павленко: Расходы федерального бюджета заблокировать не можем. Можем направить в Минфин предложение уменьшить расходы той или иной организации - бюджетополучателя в размерах нецелевого расходования бюджетных средств, ранее допущенного этой организацией.

Завершающее слово:
Сергей Павленко: Хочу поблагодарить всех, кто прислал вопросы, на которые я, надеюсь, ответил, за интерес к нам и, главное, к проблеме, которая действительно требует общественного внимания – к проблеме соблюдения финансово-бюджетного законодательства в Российской Федерации. Надеюсь, что в следующий раз, если мы встретимся через года три, вопросы будут уже более оптимистичные. Как говаривает Барак Обама - вместе мы сможем все это исправить. Спасибо всем.