О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?

Гости онлай-конференции: ректор Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации - Ярослав КУЗЬМИНОВ; член Общественной палаты РФ, директор средней общеобразовательной частной школы «Наследник» - Любовь ДУХАНИНА; проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования Борис РУДНИК представили доклад «Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в будущее?» и обсудили его с посетителями сайта.

 

ответы на вопросы

 

1. Сикорская Елена , Москва : Как сегодня решаются вопросы конкурентноспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг?

Ярослав Кузьминов:  Российское образование сегодня находится в довольно сложном положении с точки зрения международной конкуренции. В докладе Общественной палаты, в ее втором разделе показано, что у нас имеется значительное отставание по компетенциям выпускников средних школ, значительное отставание по качеству профессионального образования, в частности, российские университеты практически выбыли за последние 10 лет из рейтинга 200 ведущих университетов мира. Там остался один МГУ. На этом фоне наши места заняли китайские университеты, сегодня в рейтинге топ-вузов мира уже 8 китайских университетов. Что делает руководство страны в этом отношении? Во-первых, как вы знаете, реализуется широкомасштабный национальный проект «Образование», в его рамках поддерживаются те инновационные элементы в образовании, которые способны развиваться, способны дать новое качество в относительно короткие сроки. Это в первую очередь конкурс инновационных ВУЗов, который охватил 60 ведущих университетов страны, это поддержка инновационных школ, это начавшееся с этого года программа реформирования начального и среднего профессионального образования в регионах. Во-вторых, Россия переходит на международные стандарты образования, которые способны существенно поднять нашу конкурентоспособность на международных рынках труда. В высшем образовании это бакалавриат и магистратура, в начальном профессиональном образовании - это введение системы независимых профессиональных квалификационных экзаменов. В общеобразовательной школе это введение профильной школы к 10-11 классу, существенное расширение преподавания иностранного языка и обновление стандартов всех уровней образования. Надеюсь, что эти меры вместе с запланированным на ближайшие годы существенным увеличением вклада государства в ресурсное обеспечение системы образования (предполагается увеличить вклад государства в образование с нынешних 3,9 до 4,5% ВВП, что с учетом роста экономики страны даст увеличение реального финансирования в 1,5 раза) позволит в течение обозримого срока поддержать в нашем образовании значительное число образовательных программ и учебных заведений, конкурентоспособных на международном уровне.

Борис Рудник:  Важный вопрос применительно в высшему образованию – это существенное увеличение финансирования научных исследований. Все крупнейшие зарубежные ВУЗы, первые в мировых рейтингах, являются не только образовательными, но и научными центрами. Увеличение финансирования существенное, в разы, ВУЗов, безусловно, необходимо для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность высшего образования в России.


 

2. Ольга Борисовна , Москва : О каком инвестировании в будущее идет речь? В школах собираются ввести основы православия (только не надо говорить, что это не так! в конечном итоге придем именно к этому), то есть фактически идем к расколу общества по религиозному признаку. Сначала надо этот раскол преодолеть. А что вы все думаете о введении этого предмета?

Ярослав Кузьминов: Президент Путин совершенно определенно заявил, что у нас светское государство и светская школа, и таковой она и останется. В докладе Общественной палаты отмечено, что религиозная культура, религиозное сознание является мощнейшим фактором социализации человека, особенно в детском возрасте, воспитания в нем сострадания, нравственности. Очень долго религиозная культура вымарывалась из школьной программы. И нынешнее движение есть реакция на долгие годы исключения этой важнейшей части национального сознания из системы образования. Но Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Введение уроков религии, уроков определенных религий в качестве обязательных или практически обязательных в общеобразовательной школе создает опасные предпосылки раскола в нашем обществе, ведь во многих классах число детей из христианских и мусульманских семей сопоставимо. Общественная палата предлагает государству поддержать религиозное воспитание путем поддержки внешкольных занятий, кружков при храмах и путем мер по введению заново элементов религиозной культуры в учебные программы общеобразовательных школ. Я подчеркиваю - культуры, потому что религия как система догматов, как церковная организация должна как таковая оставаться вне системы светского образования. Мне кажется, что не надо бояться диалога образования с церковными деятелями, но вопрос о том, будет ли вводиться православие или какая-то другая религия в школьную программу насильно, по-моему, официально решен. Не думаю, что нам нужно к нему возвращаться.

Любовь Духанина: Хочу добавить, что проблема нетолерантного поведения, основанная на принадлежности к той или иной национальности, не свойственна детским коллективам. Эта проблема приходит в детское сообщество со стороны взрослых. Думаю, что не нужно омрачать жизнь детей в их раннем возрасте, когда они должны научиться дружить друг с другом, уважать друг друга, дополнительными обстоятельствами, которые не присущи детскому коллективу и поведению ребенка.


 

3. Анна , Новосибирск : А что, по-вашему, делать детям из маленьких сельских школ, у которых нет ни оборудования в классе, ни хороших учителей. И что вы, как член ОП, реально уже сделали в плане улучшения этой ситуации?

Ярослав Кузьминов: В первую очередь такого рода школы должны компенсировать отсутствие тех или иных учителей онлайн-доступом к хорошим учебным материалам. Это тот минимум, который обязано сделать для них государство. В результате реализации первого этапа нацпроекта «Образование» каждая российская школа получает хороший Интернет-доступ. Дело за следующим шагом - необходимо создать адекватный массив образовательных материалов.

член Общественной палаты РФ, директор средней общеобразовательной частной школы «Наследник» - Любовь ДУХАНИНАЛюбовь Духанина: Адекватный массив образовательных материалов должен включать не только информационный – лекционный материал, но и большой объем визуализированных лабораторных работ. Это особенно важно для предметов технического цикла – физика, химия. И третья позиция, которая хотелось бы, чтобы присутствовала в образовательном ресурсе – это то, что связано с системой проверки своих знаний. Она, на мой взгляд, должна быть выстроена так, чтобы позволяла ребенку не только проверить, насколько он усвоил объем информации, но и проверить свою способность оперировать этой информацией. Известно, что в период международного мониторинга PISA российские дети показывают достаточно высокий уровень владения объемом знаний, и при этом недопустимо низкий уровень оперирования этими знаниями. Считаю, что это обстоятельство должно серьезно учитываться при разработке образовательных Интернет-ресурсов в России. Целесообразным является решение вопроса обеспечения Интернет-ресурсами детей с ограниченными физическими возможностями. Дети этой категории лишены возможности присутствовать в школах, а это значит, они должны иметь свои удаленные учебные места на дому. Может оказаться, что такое решение позволит России создать систему инклюзивного образования с помощью Интернет-ресурса быстрее, нежели чем сделать наши общеобразовательные школы реально инклюзивными.


 

4. Павел , Санкт-Петербург : Что вы думаете об учебнике истории, недавно одобренном Минобром, который вызывает неоднозначные мнения. И не кажется ли вам, что пока в стране существует различный взгляд на историю этой страны, говорить об инвестициях в будущее, по крайней мере, преждевременно?

Ярослав Кузьминов: Павел, инвестировать в будущее никогда не преждевременно. Слава Богу, что в стране существуют различные взгляды на нашу историю. Это свойство нормального демократического общества. Учебник истории Филиппова, который вы, очевидно, имеете в виду, действительно неоднозначен. Среди претензий к нему называют попытку позитивной трактовки практически всех периодов истории нашей страны, что на деле означает оправдание массовых репрессий и подавления прав человека в ленинский и сталинский периоды. Это справедливая критика, но она, как мне кажется, несколько преувеличивает то, что реально имеют в виду авторы учебника. Насколько я понимаю задачу, которую ставил перед собой данный авторский коллектив, это была задача восстановления в понимании школьника, в сознании школьника, понятия государственного, общенародного интереса, интереса, который выходит за рамки текущих интересов отдельных людей. Такие интересы существуют всегда, в каждой стране, они реально консолидируют каждое государство - и Францию, и США, и Китай, и, разумеется, Россию. Вот эта позиция мне понятна и близка. Другое дело, что ее реализация в данном учебнике не совсем удачна. Но хотел бы отдельно сказать следующее. Не следует понимать дело так, что Минобразования одобрило только один вид учебника, и он теперь будет всем навязываться. У нас сохраняется достаточно большое количество учебников истории, допущенных в общеобразовательную школу, и эти учебники покрывают весь спектр мнений относительно ключевых событий истории нашей страны. Общественная палата уделила вопросу преподавания истории отдельное место в своем докладе. Если вы посмотрите раздел 1.2 - Гражданское образование, там мы как раз говорим о своем отношении к преподаванию истории в школе.


 

5. Александра , Пенза : Скажите, пожалуйста, сколько по вашим прикидкам, хотя бы грубым, нужно денег на ближайшие, допустим 10-15 лет, чтобы вернуть уровень образования на советский уровень?

ректор Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации - Ярослав КУЗЬМИНОВЯрослав Кузьминов: Российское образование, как я уже говорил, серьезно недофинансировано. В докладе Общественной палаты приведены сопоставления расходов на образование в расчете на одного учащегося. Россия отстает по финансированию средней школы от ведущих стран почти в два раза, а по финансированию высшего образования – почти в 3 раза. Это, конечно, создает серьезные сложности в нашем развитии. Для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования, Общественная палата предлагает поднять финансирование, обеспечить его прирост, приблизительно в 2 раза за ближайшие 7-8 лет. Это означает, что доля валового внутреннего продукта, который поступает в образование, должна увеличиться с нынешних 5,5%, в том числе 3,9% госбюджет, до приблизительно 7,5-8% ВВП. Но я думаю, что возвращать образование на советский уровень не нужно и бессмысленно. Наша экономика за 30 лет полностью изменилась, и речь должна идти об обеспечении конкурентоспособности рыночной экономики России, включенной в международное разделение труда. Речь должна идти об обеспечении единства России, сохранении, развитии и консолидации нашего народа в условиях свободного, демократического общества. Все это предполагает совершенно другие компетенции, нежели те, которые давала советская школа. Новый человек должен уметь выбирать, должен уметь искать информацию, ориентироваться в ее больших массивах, должен уметь легко общаться и с согражданами, и с иностранцами, должен уметь защищать свои интересы на рынке и в суде. Наконец, и это наверное, главное, гражданин новой России должен воспитываться как творец, как инноватор: ведь современное производство обновляет свои технологии в среднем раз в 5-7 лет. А в ряде отраслей – в 2-3 года. Бессмысленно готовить человека к заранее установленному рабочему месту, как это делалось в Советском Союзе. То, что я говорю, касается необходимости не только напитать образование ресурсами, но и осуществить его структурную и содержательную перестройку, привести в школы новый корпус учителей, в ВУЗы – новый состав преподавателей, которые в первую очередь были бы исследователями, ведь самый большой провал нашей системы образования – этот тот факт, что только 16% преподавателей высшей школы в России занимаются наукой. Такого положения нет ни в одной стране мира. Мы видим этот вызов, и мы обязаны мобилизовать все ресурсы, все доступные обществу ресурсы, чтобы на него ответить.


 

6. Альбина , Елабуга : Как вы думаете, почему в СССР не стояла проблема "инвестирования" в будущее, просто работала хорошо налаженная система, а сейчас, несмотря на 8 лет какого-то роста и развития в области образования пока похвастать нечем?

Ярослав Кузьминов: В СССР вся система образования была построена именно на инвестировании в будущее. Мне кажется, что любой человек, знающий нашу историю и помнящий, каким образом была организована советская система, не станет в этом сомневаться. Любое образование, любая образовательная политика - это инвестирование в будущее, с одной стороны, государства, с другой стороны - каждого человека, который учится. Но я не согласен с тем, что нам нечем похвастаться. Я перечислял проблемы, но в ответ на этот вопрос мне хочется перечислить и достижения. В России 2007 года: 510 студентов на 10 тысяч человек населения. Если добавить к этому студентов техникумов, которые во всех странах тоже зачисляются в состав высшего образования, то мы получим цифру более 600. Это - заведомо первое место в мире. По сравнению с этим в Советском Союзе число студентов не превышало 170 на 10 тысяч населения. А с учетом техникумов - 250. Согласитесь, это достаточное доказательство прогресса в нашей образовательной системе. Мы имеем шансы выйти на передовые позиции в новой мировой экономике- экономике, основанной на знаниях, на инновациях.


 

7. Анна Михайловна , Краснодар : Скажите, а планирует ли государство развивать какие-то учебные заведения, институты для поддержки например казачества, развития этих идей, продвижения их в массы населения?

Ярослав Кузьминов: Вы, наверное, Анна Михайловна, имеете в виду те образовательные программы и учебные заведения, которые создаются общественными движениями и некоммерческими организациями для реализации своих собственных, специфических задач. Активность НКО в сфере образования исключительно важна. Они дополняют образовательную обязательную программу средней школы, дополняют государственные образовательные стандарты, и в каждой стране образуют гарантию сохранения многообразия, воспроизводства всех возможных интересов, в том числе малых групп, всех возможных культурных особенностей, существующих в данной стране. Общественная палата в своем докладе призвала государство найти формы поддержки такого рода общественных инициатив, в том числе бюджетной поддержки на конкурсной основе.


 

8. Ирина : Слышала, что зачастую современные учителя сами не так осведомлены во всяких современных технических новинках, как маленькие дети, которых им приходится учить. Действительно ли, есть такая проблема как бы технического и информационного отставания учителей. Может, для них сделать какие-то курсы повышения квалификации? А то стыдно, что дети разбираются в компьютерах и интернете лучше, чем их же учителя...

Любовь Духанина: Проблема владения современными техническими новинками присуща человеку любой профессии. Совершенно естественно, что не исключением являются и педагоги. В своем докладе Общественная палата обратила внимание на необходимость серьезной модернизации двух систем - системы подготовки учителя (на уровне ВУЗа) и второй системы - системы повышения квалификации. Система повышения квалификации для преподавателей существует, наверное, все время, пока существует система образования. Основной вопрос - кто преподает повышение квалификации и чему учат на курсах повышения квалификации. И третий вопрос - как часто учитель должен повышать свою квалификацию. В рамках национального проекта "Образование", наверное, практически все учителя России прошли обучение компьютерной грамотности на уровне пользователя компьютера и пользователя интернета, но информационные сети, как российские, так и мировые, очень быстро развиваются, и поэтому, если мы будем повышать техническую компьютерную грамотность учителей раз в 5 лет, то думаю, что этого недостаточно. Необходимо прийти к варианту ежегодного повышения квалификации учителей, и это связано не только с техническим и информационным отставанием учителей, но также и с теми направлениями модернизации образования, которые наметились в России. Например, переход на другую систему стандартов обучения, что потребует очень серьезного уровня владения учителем самой сути нового типа стандартов, овладение педагогическими технологиями, которые могут дать гарантированно высокий результат в новой системе стандартов. Этот переход приведет также к серьезному изменению системы диагностики или мониторинга качества обучения в школе с 1 по 11 класс. Учителям придется много трудиться над собственным образованием, и другого варианта нет. Учитель должен сам представлять собой саморазвивающуюся систему, только тогда рядом с ним будет развивающийся ученик.


 

9. Катерина : Соответствует ли современное российское образование мировым стандартам? И в каких странах котируются российские дипломы?

ректор Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации - Ярослав КУЗЬМИНОВЯрослав Кузьминов:  Российское образование в своих наиболее высоких примерах соответствует мировому уровню по содержанию, иначе наши школьники не занимали бы призовых мест на олимпиадах, а выпускники наших ВУЗов не поступали бы в аспирантуры и магистратуры ведущих университетов мира. Есть проблема стандартов. К сожалению, есть серьезные несовпадения, которые мешают нашим гражданам, нашим выпускникам как продолжать образование в других странах, так и предлагать себя на других рынках труда. Во-первых, это средняя школа. В подавляющем большинстве стран средняя школа занимает 12-13 лет, а у нас 11. Значительная часть компетенций, которые российские граждане осваивают в ВУЗах и техникумах, за рубежом дают в старших классах лицейских школ. Второе – структура высшего образования. Сейчас, как вы знаете, принят закон о переходе на международную систему, бакалавриат и магистратуру, и я надеюсь, что в течение 5 лет эти структурные препятствия для наших граждан будут ликвидированы.


 

10. Антон : Есть такой популярный вопрос "Куда пойти учиться?" Вот чтобы Вы могли посоветовать тем, кто сейчас как раз задумывается над этим вопросом?

Борис Рудник: Все мы лучше знаем, куда не хотим пойти учиться, когда заканчиваем школу. Но, тем не менее, переход к двухуровневому образованию поможет уменьшить количество ошибок при выборе специальности. Если коротко, то введение бакалавриата, даст более широкую подготовку, уменьшит количество ошибок.


 

11. Ирина , Москва : На Ваш взгляд, уровень образования, которое можно получить в Москве и Петербурге сильно отличается от регионального?

Ярослав Кузьминов: В каждом крупном городе, в каждом регионе есть качественное и не очень качественное образование, это касается и школ, и ВУЗов. Я думаю, что нацпроект «Образование», конкурс инновационных ВУЗов показал, что у нас примерно такое же число сильных региональных учебных заведений, что и в Москве и Петербурге. Надо смотреть в первую очередь на научные успехи научных университетов, на востребованность и заработную плату их выпускников. И надо, наверное, учитывать, сколько стоит образование. Сегодня средний уровень финансирования высшего образования подбирается к 100 тысячам рублей в год. Как вы думаете, можно ли получить адекватное образование, заплатив половину от этой суммы?


 

12. Елена Николаевна , Москва : Здравствуйте! Вот у меня двое детей, и я считаю, что образование детей, безусловно, зависит не только от педагогов, но и от родителей. Я лично всегда отменяю все свои дела, чтобы сходить на детские праздники и в школе, и в садике, я обязательно хожу на все родительские собрания. Как вы думаете, а может, в Общественной палате ввести какую-нибудь роль наблюдателя от родителей? Или при каждой школе организовать "курсы подготовки родителей школьников"? Ведь есть же при женских консультациях "школы матерей", и они полезны и востребованы...

Любовь Духанина: Уважаемая Е.Н.! Выявление таланта у ребенка и оказание помощи в его развитии происходит в основном в семье, поэтому родительское внимание должно быть основано на понимании тех процессов, которые происходят в период взросления ребенка и получении им образования. Общественная палата активно поддерживает участие родителей во всей школьной жизни их детей, в возможности их влияния на состояние образовательного процесса в образовательном учреждении, на состояние воспитательного процесса, на систему дополнительного образования. Мы активно поддержали идею школьных советов, поддержали идею участия родителей в качестве экспертов в рамках конкурса инновационных школ. Считаем, что это правильное направление развития. Сегодня в России уже появились некоммерческие организации, которые оказывают консультационную помощь родителям по вопросам медико-психолого-педагогической поддержки их детей. То, что вы называете курсами подготовки родителей школьников, действительно очень важно, потому что позволяет ребенку расти внутри семьи с минимальным количеством проблем, например, проблема отцов и детей. Это особенно касается ситуации с одаренными детьми, когда психологическая поддержка необходима не только ребенку, но даже в большей степени родителям. Мы поддерживаем это направление в рамках деятельности некоммерческих организаций.


 

13. Артем Тищенко , Санкт-Петербург : Когда я устраивался на работу, у меня даже не спросил никто, что я закончил и вообще какое у меня образование. А я между прочим не грузчиком работаю и получаю прилично. Вот вы как думаете, не переоценена ли роль высшего образования?

Ярослав Кузьминов: Уважаемый Артем, если Вы посмотрите на 17-ю страницу нашего доклада, там приведены данные по так называемой премии за образование, то есть разница, которую получает человек, имеющий высшее или среднее профобразование по сравнению с тем, что получает человек без образования. Я думаю, что цифры говорят сами за себя. Высшее образование дает практически удвоение доходов человека. В России - это несколько меньше. Только 48%. И вот этот факт показывает распространение у нас таких явлений, как покупка дипломов или просто получения образования очень низкого качества. Как Вы понимаете, дело ведь не в дипломе. Диплом можно купить в переходе за не такую большую сумму денег. А дело в компетенциях и в культуре. В любом случае я вам желаю постоянно получать образование и обновлять свои компетенции. Неважно, будет это связано с получением формального диплома, или нет.


 

14. Владимир , Москва : Добрый день! С наступающим Новым годом!Как вы считаете, выбор института оказывает влияние на жизнь человека с точки зрения полученных знаний или это все-таки больше вопрос престижа?

Ярослав Кузьминов: Владимир, если человек приходит в институт учиться, то с первым. Если он приходит за "корочкой", то, наверное, со вторым.


 

член Общественной палаты РФ, директор средней общеобразовательной частной школы «Наследник» - Любовь ДУХАНИНА15. Ирина, 24 года , Тверь : Когда я сдавала выпускные экзамены, наши учителя ходили по классу и всем детям подсказывали, что и как писать. А так называемые «независимые» наблюдатели делали вид, что так и надо. Потом мне многие говорили, что это типичная картина. Каким образом ЕГЭ может изменить ситуацию?

Любовь Духанина: Одной из задач, которую должно решать ЕГЭ, является возможность независимого оценивания знаний ребенка, и поэтому, когда разрабатывалась система организации ЕГЭ, подразумевалось, что экзамен в формате ЕГЭ ребенок сдает вовне своей школы в присутствии независимых наблюдателей и полном отсутствии своих педагогов. Полагаю, что это было одной из причин протестной политики педагогов по отношению к ЕГЭ. Практика проведения ЕГЭ в регионах показала, что дети достаточно спокойно сдают ЕГЭ в отсутствие дополнительной помощи. Это правильное направление, так как жизнь будет подкидывать очень много экзаменов, и чаще всего решать их придется в отсутствие помощи. Такой формат ЕГЭ позволяет осуществить тренировку такой технологии сдачи экзаменов.


 

16. Александра Василькова , Омск : А вот по вашим оценкам, какая сумма в среднем уходит на образование (школа, доп. кружки, институт) одного ребенка?

Любовь Духанина: В условиях, когда финансирование школ, дополнительных кружков, является прерогативой субъекта, сказать среднестатистические цифры по России сразу невозможно, они очень отличаются в зависимости от региона. Можно сегодня привести соотношение доли финансирования государства и доли родителей. В средней общеобразовательной школе, если взять в целом по России, бюджетное финансирование составляет порядка 95%, а в системе дополнительного образования оно составляет где-то 10%. Получается практически зеркальная ситуация.

Ярослав Кузьминов: Мы можем сказать, что сейчас финансирование высшего образования очень сильно различается в зависимости от университета и от типа обучения. В ведущих элитных ВУЗах образование стоит не менее 200 тысяч рублей в год на одного учащегося. Сюда, как вы понимаете, входит не только содержание здания, но и организация и проведение исследований, которые составляют неотъемлемую часть образовательного процесса. И есть ВУЗы, где обучение стоит 25-30 тысяч рублей в год. Как мне представляется, минимальный бюджет высшего образования в расчете на одного студента в любых формах, даже дистанционных, сегодня не может быть меньше 50 тысяч рублей в год. Те случаи, когда это не так, должны заставить студентов этих ВУЗов задуматься, туда ли они попали.


 

17. Оршина Любовь : Расслоение общества ведет к тому, что часть населения выбирает не тот вуз, куда хочется пойти, а тот, который "по карману". Образовательные кредиты не могут в полной мере решить эту проблему. А количество бюджетных мест неумолимо сокращается. Как быть в такой ситуации?

Ярослав Кузьминов: Во-первых, количество бюджетных мест растет. Единственным исключением являются последние два года, когда Министерство образования и науки несколько сократило число не пользующихся спросом бюджетных мест в педагогических и технологических факультетах и ВУЗах. Но с учетом того, что количество абитуриентов тоже снижается по демографическим причинам, вероятность попасть в ВУЗ на бюджетное место меньше не стала.


 

18. Альберт , Москва : А вам не кажется, что в современном обществе складывается уже определенная элита, которой нужны не специальные навыки, а так скажем широкое поле знаний. И методы обучения этой социальной группы должны отличаться от методов для средних слоев, которым все-таки нужно получать профессию?

Ярослав Кузьминов: Альберт! Широкое поле знаний необходимо каждому, а не какой-то определенной элите. Сегодня конкретные технологические навыки человек приобретает 3-5 раз в течение жизни, и это минимум. Очень важно, как нам кажется, чтобы система образования не закладывала в свою основу социальную сегрегацию, когда группа учащихся, выбравшая ПТУ или техникум заведомо обрекается на ограничение в получении новых знаний, в профессиональной и социальной карьере. Вы, Альберт, наверное имели в виду подготовку исследователей, будущих работников университетов и фундаментальной науки. Применительно к этой группе необходимо в первую очередь обеспечить своевременный и эффективный отбор талантливых школьников. Для этого сегодня развивается система федеральных предметных олимпиад, независимая от механизма ЕГЭ. МГУ, Санкт-Петербургский университет, Высшая школа экономики, Бауманка, Физтех - эти ВУЗы очень значительную часть своих студентов зачисляют сегодня именно на основе таких олимпиад.


 

19. Алексей Воробьев , Москва : С наступающим Новым годом! А как вы оцениваете работу правительства в рамках национального проекта "Образование" в уходящем году?

Ярослав Кузьминов: Я оцениваю ее хорошо. Нацпроект «Образование», по моей оценке, самый удачный из четырех нацпроектов. Он воссоздал в нашем образовании механизмы профессионального отбора и поощрения лучших. Эти механизмы в 90-е гг. оказались практически вытеснены чисто денежным соревнованием за кусок хлеба. Очень важно их восстановить.


 

20. Светлана , Екатеринбург : Как Вы считаете, тенденция специализации средних школ - это положительный момент для образования? Насколько необходимо поддерживать и развивать ее?

Любовь Духанина: Специализация средних школ позволяет ребенку осуществить более раннее профессиональное самоопределение, а значит, позволяет спланировать свой карьерный рост и сделать свое развитие в период от 15 до 25 лет более эффективным. Совершенно очевидно, что должны продолжать действовать и обычные общеобразовательные школы, потому что не все дети вместе с семьями могут профессионально определиться к концу 7-8 класса. В условиях обязательного среднего образования для детей с ограниченными возможностями также должны продолжать действовать образовательные учреждения, которые учитывают специфику работы именно с этими детьми.


 

21. Марина : Все говорят о демографическом всплеске, о том, что рождаемость увеличивается...А где детские сады??? Это бред, что записываться в детсад приходится еще до рождения ребенка.

Любовь Духанина: Проблема нехватки детских садов сегодня коснулась не только мегаполисов, но средних и малых городов всей России. Государство предпринимает очень активные действия в части строительства новых детских садов и реконструкции долгое время пустевших детских садов. В условиях развития экономической ситуации в России все большее количество мам, имеющих маленьких детей, будут стараться отдавать детей в детские сады, а может быть, даже в хорошие ясли, чтобы самим не выпасть из профессиональной среды, где они начинали свою деятельность. В части образовательных программ, действующих в дошкольном образовании - в России очень хорошие развивающие программы. Их много, и они позволяют действительно гармонично развивать ребенка. Хорошо работающее детское учреждение даст для развития ребенка чаще даже больше, чем может дать мама, которая дома сидит с этим ребенком. Поэтому очень важно, чтобы все дети в России этого возраста были обеспечены такими учреждениями.


 

22. Бессольцева Лариса Валерьевна , г.Дубна, Подмосковье : Просмотрела доклад. Не нашла ничего о профессионально-техническом образовании.О квалифицированных рабочих кто-нибудь думает?

Ярослав Кузьминов: Уважаемая Лариса Валерьевна! Если вы посмотрите раздел 4 и 6 доклада «Обучение профессиональных исполнителей», там сформулирована позиция Общественной палаты по этому вопросу. Считаем, что ПТУ- самая кризисная часть российского образования. Там нужны немедленные меры, и эти меры должны обеспечить перестройку обучения квалифицированных исполнителей на основе самых современных, востребованных на рынках технологий. Надо сказать, что российские предприниматели уже отчаялись получить что-то от ПТУ и создали внутри крупных корпораций альтернативную систему профессионального обучения. Нам нужно систему начального профессионального образования сделать доступной не только для работников этих предприятий, в том числе и за счет государственного финансирования работы такого рода учебных центров предприятий.

проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования Борис РУДНИК Борис Рудник: Хочу обратить внимание, что сегодня большинство ПТУ находятся в ведении субъектов РФ. И вот как показывает опыт этих субъектов, хорошо работают и развиваются только те ПТУ, которые имеют или наладили непосредственную связь с предприятиями. Только на этой основе возможно их развитие, когда учащийся ПТУ работает и учится на том современном оборудовании, которое сегодня есть на предприятии и которое постоянно обновляется.


 

23. Борис Анатольевич , Краснодар : Я близок к преподавательским кругам местных ССУЗов . Такое впечатление что в политике государства в этой отрасли образования никакой внятной концепции нет, полный разброд и шатания, витание в облаках. Назовите основные тенденции реформ, намечаемые государством в этой отрасли образования.

Ярослав Кузьминов: Борис Анатольевич, основная линия государственной политики по отношению к колледжам и техникумам - это постепенный перевод их в формат, снимающий барьеры между ними и высшим образованием. Это так называемый технический бакалавриат. Напомню, что понятие среднего профобразования в мире отсутствует, оно есть только в России и странах бывшего СССР. И компетенции, которые даются в колледжах и техникумах, во всем мире относятся к первой стадии высшего профобразования. Переход к системе технического бакалавриата предполагает существенное повышение соц.статуса и вознаграждения преподавателей техникумов, обновление их технологий. Студенты техникумов будут уравниваться в правах со студентами ВУЗов. Разумеется, все эти меры не направлены на то, чтобы перестать давать в техникумах прикладные профессиональные компетенции. Ведь именно за этим люди туда и идут. Речь идет только о ликвидации искусственного социального принижения прикладного профессионального образования применительно к высшему. Вы можете заметить, что многие техникумы уже включены в состав профильных ВУЗов. Эта работа будет продолжена.


 

24. Галина Николаевна , Москва : Стоит вопрос о самофинансировании школ. А многочисленные тесты, на которые переходят сейчас все школы, требуют элементарной бумаги. Как вы думаете, что решит школа? отремонтировать спортзал или купить канцтовары? Откуда брать недостающие суммы?

Любовь Духанина: В условиях перехода на нормативное финансирование, а значит на самостоятельное финансово-хозяйственное управление школ, изменилась роль директора школы. Директор школы в большей степени сегодня должен быть менеджером. Ранее этому педагогов и директоров школ не обучали. Поэтому в последние два года все региональные комитеты образования активно занимаются экономическим обучением директоров школ, и в некоторых регионах даже введена специальная должность – заместителя директора по экономике. Вряд ли можно научиться управлять предприятием, проучившись на 1-2 месячных курсах - учиться придется на практике. Остается выразить надежду, что руководители школ освоят и эту науку.


 

25. Игорь Климов , г.Жуковский, Московская область : 1.Назовите, пожалуйста, несколько фамилий с должностями, из числа людей, участвовавших с подготовке доклада.2.Правда ли, что количество поступающих в ВУзы большее, чем количество выпускников.3.Не было ли ли меньше "некачественных" студентов, если бы учеба для юношей не являлась официальным"откосом" от армии.4. Почему так официально разговариваете с участниками конференции?Спасибо.

Ярослав Кузьминов: Дорогой Игорь, в подготовке доклада приняли участие больше 150 человек. После этого в этом тексте учтено более 30 выступлений членов общественной палаты и около 12 письменных материалов, ими представленных. Главную роль в подготовке доклады сыграли члены Общественной комиссии Любовь Николаевна Духанина, Александр Изотович Адамский. Большую помощь оказали такие эксперты, как Борис Львович Рудник, присутствующий здесь, Исак Давидович Фрумин, замечательный наш педагог-инноватор, который имеет большой опыт международного сопоставления в образовательной политике, Владимир Константинович Бацын, один из старейших работников Минобразования, занимавшихся региональных политикой. Неловко перечислять, кого-то могу не назвать. Вопрос 2. Правда. Как вы понимаете, ВУЗы отчисляют нерадивых студентов. 3. Было бы, но не намного. По нашим опросам, только 5% студентов назвали причиной своего пребывания в стенах ВУЗа факт отсрочки от армии. 4. Дорогой Игорь, интернет-пресс-конференция состоит и в том, что мы диктуем свои ответы девушкам, которые их печатают, поэтому темп нашего разговора несколько неестественный, отсюда и создается это впечатление. Потому что очень сложно говорить медленно, начинаешь говорить, как диктор Левитан.

Завершающее слово:
Любовь Духанина: Во-первых, я хотела бы поблагодарить всех участников интернет-конференции за интересные профессиональные вопросы в области образования и пожелать российскому образованию и нам с вами, естественно, исполнения всего того, что назвали модернизацией образования. Самое главное, чтобы те идеи, которые прозвучали в этом году, те начинания, которые дали положительный результат, развивались в следующем году и радовали нас еще большими результатами. И чтобы эти результаты были не декларативными, а пришли конкретными радостями в каждую российскую семью.

Борис Рудник: С Новым Годом!

Ярослав Кузьминов: С Новым Годом!