О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Российская космонавтика как национальный проект

Что на сегодня является основными направлениями развития космонавтики: развитие науки и высоких технологий и/или обеспечение обороноспособности страны? Насколько Россия способна поддерживать свой престиж на международной арене и сохранить конкурентоспособность в освоении космоса? Как продвигается работа по организации пилотируемых полетов на Луну и Марс? Каковы перспективы у космического туризма? В канун Дня космонавтики о перспективах освоения космического пространства рассказали заведующий отделом Института космических исследований Юрий Иванович Зайцев и обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.

 

ответы на вопросы

 

1. Игорь , Москва : Почему приостановлено создание новых космических кораблей, а только идёт модернизация старых, нельзя ли делать это параллельно..?

Андрей Кисляков: Добрый день! Формально создание новых космических кораблей не приостановлено, но, к сожалению, только формально. Я уже неоднократно писал на эту тему, вызывая гнев Роскосмоса. Вплоть до лета 2006 года в России существовала программа нового перспективного космического корабля многоразового использования "Клипер". В разнообразных СМИ повторялись десятки раз его ТТХ, и вдруг, на авиакосмическом салоне в Фарнборо в Великобритании, руководство Роскосмоса заявило, что теперь программа создания российской транспортно-космической системы будет выглядеть следующим образом. На первое место выдвигается программа модернизация нашего космического аксакала "Союз". Затем, "если потребуется" (реальные слова руководителя Роскосмоса Перминова), возможно создание корабля "Клипер". Стало также очевидным, что Роскосмос планирует совместные работы с ЕКА по созданию многоразового космического корабля. Однако, по признанию самих европейцев, никакого проекта такого корабля нет и в помине. В тоже время, по заявлению руководства РКК «Энергия» Николай Севастьянова создание "Клипера" находится на весьма продвинутой стадии. Но Роскосмос считает, что к "Клиперу " можно вернуться лет через пять. Объяснить эти противоречия я не в состоянии.


 

2. Евгений , Харьков : Как продвигается работа по организации пилотируемых полетов на Луну... И в продолжении вопроса - Как Вы относитесь к мифу «американской высадке на Луне»? 1. Типа: «Это было на самом деле - я свидетель» (работал фоторепортёром на Луне!) 2. «Это самый дорогой научно-фантастический фильм в истории!»

Андрей Кисляков: Отвечу на первую часть вопроса: пока федеральная космическая программа не предусматривает пилотируемых экспедиций на Луну. Разработанная Роскосмосом программа вполне реальна и конкретна – это программа «Луна-Глоб», которая предусматривает изучение полярных районов Луны. Организация пилотируемых экспедиций - дело будущее. С другой стороны, руководство РКК «Энергия» заявляет о возможности пилотируемых полетов на Луну уже в следующем десятилетии. Что касается второй части вопроса, то могу лишь засвидетельствовать следующие факты. Я не работал фотокорреспондентом на Луне, к счастью, однако, американцы осуществили 7 экспедиций, 5 из которых закончились высадкой на Луну. Все экспедиции документально подтверждены, так что даже самые отъявленные антиамериканисты уже не рискуют спекулировать на эту тему.

Юрий Зайцев: Сейчас большая программа подготовки пилотируемых полетов на Луну реализуется в инициативном порядке и за счет средств РКК «Энергия». Один из первых этапов этой программы - модернизация «Союза», чтоб он смог совершить полет вокруг Луны и выполнить посадку на ее поверхность. Утверждается, что такой полет может быть реализован в 2009 году, что, на мой взгляд, абсолютно нереально. В программу входит создание специального корабля "Паром" для доставки грузов на орбиту спутника Земли, затем к Луне. В целом эта программа может рассматриваться как этап подготовки пилотируемой экспедиции на Марс. Что касается второй части вопроса, мое отношение к нему как к мифу, и не более того. Полеты на Луну и высадка астронавтов были, и сомневаться в их имитации нет никаких оснований.


 

3. Яков Иванович , Тюмень : Каким образом мы, рядовые граждане, можем принять участие в программе России по освоению космоса? А конкретно по ближайшей Лунной программе (добыча Гелия-3). Заранее благодарю за ответ.

Юрий Зайцев: Как минимум, проявлять заинтересованность. А будет интерес, будет и поддержка. Что касается добычи Гелия-3 на Луне - она закрыта. Очевидно, что гелия там много, но не настолько, чтоб было выгодно его там добывать и доставлять на Землю. А в целом эту проблему можно сравнить с тем, что если б королева Испании приказала Колумбу привезти из Америки уран. Привезти-то он его привез, а что с ним дальше делать – непонятно. Осуществить на Земле термоядерные реакции на основе гелия-3 нереально, по крайней мере, на протяжении ближайших трех десятков лет. Значительно проще производить реакцию на основе дейтерия, которого очень много на Земле.


 

4. Александр Максимов , Санкт Петербург : 1)Что делается для популяризации космоса? 2)Рассматриваются ли такие способы получения дополнительных доходов для космической индустрии как государственная космическая лотерея или космические фейерверки на праздники типа НГ? С уважением, Александр.

Андрей Кисляков: Делается много. В частности журналисты РИА Новости стараются сделать космонавтику популярной как в России, так и за рубежом. Кроме того, и это главное, в наши дни руководство страны рассматривает космонавтику как неотъемлемую часть развитой экономики нации, как показатель ее успешности. Что касается фейерверков и прочих лотерей, то скорей всего не они должны служить основой материальной поддержки российской космонавтики, даже в качестве альтернативных источников финансирования.


 

5. Соснов дмитрий, 10 кл. , г. Сосновый Бор Ленинградской области : Расскажите, пожалуйста, поподробнее о средствах передвижения по поверхности Марса для предстоящей экспедиции 2016-2018 г.

Юрий ЗайцевЮрий Зайцев: Никакой пилотируемой экспедиции на Марс на 2016-2018 год не планируется. Какие-то проработки начнутся только после 2025 года. В настоящее время Марс исследуется с помощью автоматов. В нашем институте создано несколько типов марсоходов, которые на Марс так и не полетели. Принцип их передвижения тот же, что у знаменитого лунохода. Отличие - в большей автономности, поскольку управляющая команда на Марс идет около нескольких минут и марсоход за это время может заехать не туда. В плане подготовке марсианской пилотируемой экспедиции основное внимание будет уделено обеспечению жизнедеятельности в полете и на месте посадки. Для исследования поверхности Марса предлагается такой экзотический способ передвижения как планер. Такие устройства можно использовать для исследований на больших удалениях от места посадки. Проблема в том, что марсианская атмосфера очень разрежена, и такой самолет-планер может поднять лишь самую минимальную исследовательскую аппаратуру. Но создание таких устройств ведется.


 

6. Соснов Дмитрий, 10 кл. , г. Сосновый Бор Ленинградской области : В связи обнаружением на Марсе льда, ответьте на такой вопрос: Насколько реально создание базы хотя бы временного пребывания?

Андрей Кисляков: Честно говоря, я не вижу связи между обнаружением на Марсе льда и созданием на поверхности планеты обитаемой базы. Даже если бы лед не нашли, и его там не было, то марсианская программа не прекратилась бы. Как российские, так и зарубежные эксперты едины в одном (при чем оценки делались в абсолютно разные время), для того, чтоб развернуть скромное жилище на Луне потребуется триллион долларов. В какую сумму выльется строительство «жилища» на поверхности Марса - страшно подумать.

Юрий Зайцев: Обнаружение льда на Марсе – одно из самых знаменательных событий в изучении этой планеты. И сделано это российскими приборами, которые стояли на американской исследовательской станции. Льда оказалось так много, что если бы он вдруг растаял, то Марс был бы покрыт водой по всей поверхности слоем толщиной свыше 10 метров. Но находится весь лед Марса на глубине от нескольких до десятков и сотен метров. Именно наличие такого объема воды на Марсе даже в замороженном состоянии, позволяет утверждать, что рано или поздно Марс будет освоен человеком.


 

7. Авдеенко Руслан , Тверь : Скажите, пожалуйста, когда будет сформирован полноценный рынок космических услуг для отраслей российской экономики? Какие отрасли, на Ваш взгляд нуждаются в этом больше всего? Спасибо

Юрий Зайцев: У нас сейчас на орбите уже в течение нескольких лет нет ни одного метеорологического спутника. Последний прекратил свое существование год назад. В советское время работало на орбитах одновременно 3-4 метеоспутника. В прошлом году был запущен первый за последние 10 лет спутник для дистанционного исследования Земли из космоса - «Ресурс ДК-1». Правда, несколько ранее на орбиту был выведен спутник «Монитор - Э» для решения тех же задач, но он всего лишь экспериментальный. Сейчас положение исправляется, заканчивается подготовка нового спутника «Метеор - 3М». Запуск планировался в этом году, но реально это случиться в начале будущего года. Еще более совершенный спутник «Электро» будет запущен в следующем году и войдет в глобальную систему метеонаблюдений. К 2010 году на орбите должно быть не менее 10 спутников для наблюдений Земли из космоса.


 

8. Рабинский Артур , Москва : Когда Россия полностью перейдет на собственную навигационную систему ГЛОНАСС и перестанет использовать зарубежный аналог? Что для этого необходимо?

Юрий Зайцев: Можно напомнить, что впервые ГЛОНАСС в полном объеме развернута была развернута в 1995 году, но практически не использовалась потребителями из-за отсутствия наземной инфраструктуры распространения её данных. Поддержка орбитальной группировки из-за проблем с финансированием не осуществлялась, и она постепенно деградировала. Сейчас стоит задача довести орбитальную группировку до 18 аппаратов в 2007 году, а в 2009 году до штатного состава - 24 аппарата. Однако по-прежнему есть проблема серийного выпуска наземных навигационных приемников. Определен их головной разработчик, но в 2007 году ожидается выпуск лишь порядка 1000 таких устройств.

Андрей Кисляков: С другой стороны, несмотря на форсирование программы ГЛОНАСС, на выделенные достаточно серьезные для нашей космонавтики финансовые средства отказ от использования американской навигационной системы "НАВСТАР" не планируется. Более того, предусматривается совместное использование трех систем : двух уже упомянутых, и перспективной европейской системы "Галилей".


 

9. Андрей Протасенко : Какие перспективы у пилотной и беспилотной космонавтики в ближайшем будущем? Что необходимо развивать прежде всего?

Юрий Зайцев: С моей точки зрения, пилотируемая космонавтика себя не оправдала. Американцы потеряли интерес к МКС, мы ее по-прежнему поддерживаем и имеем планы дальнейшего использования. К сожалению, на научные исследования на борту станции выделяется только 1% средств, ассигнованных на всю пилотируемую космонавтику. Получается, что полеты на станцию осуществляются ради самих полетов. У нас в космосе сегодня нет ни одного научного спутника. Последний «Интербол» был запущен в конце прошлого века. Запуск солнечной обсерватории «КОРОНАС-ФОТОН», планировавшийся на этот год, перенесен на 2008. В 90-х годах планировалось выведение на орбиту 3-х космических обсерваторий. Ближайший запуск обсерватории «Спектр-Радиоастрон» запланирован на 2008 год. Возможно, в 2009 году удастся запустить обсерваторию «Спектр-Ультрафиолет», и в 2011 году – «Спектр-СРГ».
Последняя межпланетная станция была запущена в нашей стране в 1996 году. К сожалению, она не вышла на траекторию полета к Марсу. Ближайший планетный проект - доставка грунта с Марса - «Фобос-Грунт» намечен на 2009 год. Однако, из-за проблем с финансированием сроки его реализации постепенно отодвигаются.
В 2009 годку планируется пристыковать к МКС первый многоцелевой научный модуль, что позволит начать полноценные исследования в интересах фундаментальной науки. Но к этому времени станция будет иметь тот же возраст, что и станция «МИР», когда было принято решение о ее затоплении. В целом, у нас всегда была диспропорция в финансировании пилотируемой и непилотируемой космонавтики, не в пользу последней, хотя основные научные результаты в космосе были получены с помощью автоматов.


 

10. Татьяна : Насколько реально сделать космический туризм массовым?

Андрей КисляковАндрей Кисляков: Вполне реально, только давайте договоримся - о каком туризме мы ведем речь. Если о туризме на борту МКС, который сейчас активно пропагандируется Роскосмосом, то данный вид деятельности, на мой взгляд, развивать не следует. МКС не лунапарк, и сегодня остро нуждается не в туристах, а в опытных профессионалах. Совсем другое дело так называемый суборбитальный туризм, во время такого полета космонавт поднимается на высоту около 100 км, и может испытывать чувство невесомости в течение нескольких минут. После этого следует возвращение на Землю. Данное направление активно развивается в США. Два года назад правительство этой страны приняло специальный закон, регламентирующий космический суборбитальный туризм. Сегодня мы уже можем говорить о начале туристического космического бума в этой стране. Очередь на суборбитальные полеты, с частных космодромов, развитие которых в США также регламентировано специальным законодательством, составляет ни один десяток человек. К сожалению, в нашей стране ничего подобного нет, все ограничивается только полетами туристов на МКС.


 

11. Завидов Юрий : Насколько лет рассчитана жизнь спутника? Сколько реально они функционируют на орбите?

Андрей Кисляков: Пример, спутники ГЛОНАСС первого этапа имели гарантийный ресурс - 3 года. Обычно они работали и 4, и 5 лет, но были случаи, когда не дотягивали и до 3-х лет. ГЛОНАСС-К, вторая модификация, имеет ресурс 7-8 лет. ГЛОНАСС-М, третий этап, - 12-15 лет. Самым критичным компонентом спутника является его электроника. Аппаратура первых советских-российских спутников работала в герметичном объеме, поэтому масса конструкций превалировала в общей массе всего космического аппарата. Сейчас ситуация значительно улучшилась частично за счет закупок зарубежной электроники, частично за счет российских разработок.


 

12. Вавилько Александр , Москва : Какие российские разработки являются передовыми в космонавтике? Что мы делаем такого, что пока не могут делать и в ближайшем будущем не смогут сделать в США?

Юрий Зайцев: Мы здесь лидируем в жидкостных ракетных двигателях, наши двигатели РД-180 устанавливаются на американских ракетах "Атлас". Российские ракетные двигатели используют и японцы. Сейчас мы помогаем бразильцам перевести их ракеты с твердотопливных на жидкостные двигатели. В целом наши ракеты-носители по праву считаются лучшими в мире по параметру эффективность – стоимость. В 2006 году на долю России пришлось более 50% общего объема мировых ракетных запусков.


 

13. Валентина , Москва : Как вы считаете, возможно ли в недалеком будущем рождение технологий, позволяющих преодолеть световой барьер?

Юрий Зайцев: И в далеком будущем, боюсь, это будет невозможно.


 

14. Николай , Ростов-на-Дону : Добрый день! Все, кто любит фантастику, мечтают дожить до того дня, когда часть фантазий станет реальностью. Можно ли рассчитывать, что путешествия в другие галактики станут реальностью для наших детей?

Андрей Кисляков: Если вы имеете в виду другие галактики, то, по всей видимости, это станет реальным только для пра-правнуков наших детей. Что касается экспедиций в пределах Солнечной системы, то наши дети, возможно, станут свидетелями лунных и марсианских экспедиций, о чем мы говорили раньше.


 

15. Валерий Михайлович , Москва : Господа! Как вы считаете, почему у нас в стране не ставят амбициозных задач по исследованию космоса. Такое впечатление, что задача у нашего гос-ва "не отстать" и "заработать денег" на космическом туризме, например. Почему нет задачи захватить лидерство, хотя бы в некоторых сегментах космичееских исследований? А ведь все: и Китай и США (особенно) говрят именно о лидерстве. На мой взгляд, если не будет в 21 веке у России лидерства в космосе (а с такой космической программой, мы рискуем его утратить даже там где оно ещё есть) все остальные достижения страны не будут иметь большого значения.

Юрий Зайцев:  В последние 10 лет финансирование было настолько ограниченным, что мы были отброшены в космических исследованиях на многие годы назад. Лидерство - это хорошо, но денег не хватает для решения насущных проблем - метеонаблюдений, исследований Земли из космоса, навигации, не говоря уже о реализации полноценной научной программы.


 

16. Васильев Александр : Как происходит утилизация отработавших свое время космических аппаратов? Не станет ли проблема утилизации углом приткновения при интенсивном освоении околоземной орбиты в будущем?

Андрей Кисляков: Действительно, проблема утилизации космического мусора существует. Отработавшие космические аппараты и фрагменты носителей сегодня представляют реальную угрозу для спутниковых систем. С другой стороны, «утилизация» космических кораблей по программе МКС отработана и не разу не давала сбоев. Затопление грузовых кораблей «Прогресс» осуществляется в строго отведенном свободном от судоходства районе Тихого океана.

Юрий Зайцев: Лет двадцать назад у нас запускались спутники системы морской космической разведки и целеуказания, они имели на борту ядерный источник энергии. Чтобы обезопасить Землю от радиоактивного заражения, незадолго до окончания их работы они уводились на более высокую орбиту, где будут находиться в течении нескольких сотен лет.


 

17. Ирина : Скажите пожалуйста, космическую станцию МИр обязательно ли было затапливать в Тихом океане? Она уже выработала свой ресурс на тот момент? Или просто "не было денег"?

Андрей Кисляков: И то и другое. Орбитальный комплекс «Мир» выработал, и неоднократно, срок своего активного существования. Кроме того, известные социально-политические проблемы России не позволяли в то время продолжать его эксплуатацию. На мой взгляд, решение о дезактивации «Мира» было вполне оправдано.

Юрий Зайцев: Существовал риск, что станция «Мир» может отказать, стать неуправляемой и упасть в любом районе Земли. Как это случилось ранее со станцией "Салют-7".


 

Юрий Зайцев18. Елена , Ростов : Какова доля участия иностранный государств в совместных проектах российской космической отрасли? И с какими госсударствами наиболее тесное и плодотворное сотрудничество? Какие плюсы и минусы от этого сотрудничества для России?

Юрий Зайцев: Есть совместные программы по исследованию Марса и Венеры. Так все последние европейские межпланетные станции запускались с помощью наших ракет, а российские ученые могли участвовать в исследованиях с их помощью как полноправные участники проектов. Европейская гамма-обсерватория "Интергал" была запущена "Протоном" и за это российские ученые получили 27% наблюдательного времени обсерватории. Можно привести много других примеров.


 

19. Соснов Дмитрий, 10 кл. , г. Сосновый Бор Ленинградской области : Каким образом планируется защита космонавтов от проникающего излучения вне магнитосферы Земли?

Юрий Зайцев: Применяются фармакологические средства, повышающие защиту организма от проникающего излучения. Применяется конструктивная защита. Например, при полете к Марсу космонавты будут дополнительно защищены за счет специального размещения баков с топливом. Есть проекты создания вокруг межпланетного корабля своего магнитного поля, которое будет играть ту же роль, что и магнитосфера Земли.


 

20. Александр : А сколько российских космонавтов со времен Гагарина побывало на орбите?

Юрий Зайцев: Сегодня на орбите работает сотый, юбилейный, российский космонавт. Многие, из ранее летавших, выполнили по 2-3 и даже 5 космических полетов.

Завершающее слово:
Юрий Зайцев: К сожалению, у нас было мало времени, и мы не смогли ответить на все ваши вопросы. Приятен ваш интерес к проблемам космонавтики, а это значит, что российская космонавтика будет жить и развиваться.
Осенью нас ожидает еще один праздник - 50-я годовщина со дня запуска Первого искусственного спутника земли, с которого и началась космическая эра человечества.

Андрей Кисляков: Поздравляю всех с Днем Космонавтики! Хочу отметить, что этот сегодняшний праздник наполнен вполне реальным космическим содержанием: реализуется, на мой взгляд, хорошо составленная национальная космическая программа, финансирование которой не отстает, во всяком случае пока, от намеченных планов. Кроме того, одним из ключевых национальных проектов является космический проект - уже упоминавшаяся программа ГЛОНАСС. Всех с праздником!