О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Как создать равные стартовые возможности для дошкольников

Создание равных стартовых возможностей для будущих первоклассников независимо от их социального положения - одна из наиболее важных задач российского образования. Каким должно быть предшкольное образование? Какие специалисты должны заниматься обучением дошколят? Является ли предшкольное обучение обязательным?

 

ответы на вопросы

 

1. Елена , Казань : Добрый день, скажите пожалуйста, что такое предшкольное образование? Знаю, что есть дошкольное, а предшкольное - первый раз слышу. Спасибо

Елена Смирнова: Это некоторая такая инновационная область дошкольного образования, которого не было раньше. И сам термин до сих пор вызывает споры. Более традиционным является термин "дошкольное образование", которое всегда осуществлялось в детских садах. Но в последнее время число детей, посещающих детские сады, существенно сократилось. И поэтому многие дети остаются без охвата дошкольного образования. И вот для того, чтобы их охватить государственным образованием, вводится вот эта новая, пока не очень понятная форма, - предшкольное образование.

Лариса Парамонова: Введение термина предшкольное образование, по сути дела, и породило то огромное количество вопросов, которое пришло на нашу конференцию. Предшкольное образование акцентировало внимание всей общественности: и педагогической, и родительской на то, что детей старше дошкольного возраста обязательно нужно готовить к школе. Таким образом, введение предшкольного образования искусственно делит целостный период развития ребенка от рождения до 7 лет. И первое, и второе как бы вне связи с развитием ребенка до 5 лет предлагает какую-то систему предшкольного образования, которое большинством педагогов и родителей понимается как обязательное целенаправленное обучение детей письму, чтению, математике, то есть школьным предметам. И многие родители даже возмущаются, почему в детском саду много играют и мало учат по этим школьным дисциплинам. На самом деле здесь нужно очень понимать, что успешность школьная закладывается не той системой обучения чтению, письму, математике, она сиюминутная эта успешность, сколько полноценным развитием ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Оксана Скоролупова: Под системой предшкольного образования подразумевается образование детей старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективно она осуществляется на базе дошкольных образовательных учреждений, где для детей созданы все условия, соответствующие их возрасту и необходимые для их развития.


 

2. Дмитрий Велов , Москва : Здравствуйте. Скажите? пожалуйста, где можно подготовить ребёнка к школе? И ещё один вопрос: как родителям готовиться к школе? Какие есть методические пособия?

Елена Смирнова: Вообще раньше такой проблемы подготовки ребенка к школе не было. Эта повышенное внимание и ажиотаж возникли лет десять тому назад. Потому что когда ребенок спокойно и полноценно проживает дошкольный возраст, прежде всего, играет, рисует, слушает и сочиняет сказки, придумывает разные драматизации, конструирует и так далее. Он вполне готов к школе к семи годам. Но в последнее время внимание родителей и детских садов сконцентрировалось именно на обучении детей уже с трех лет, причем в школьных формах этого обучения, ситуация организованных занятий в форме уроков, когда воспитатель выступает как учитель. Нормальное проживание детства сделалось невозможным в классических детских садах. Поэтому дети стали не готовы к школе. Чтобы готовить детей к школе, надо обеспечить им нормальное детство.

Лариса Парамонова: Лена совершенно правильно говорит об обеспечении нормального проживания ребенком этого периода. И тут хотелось бы подчеркнуть непреходящее значение дошкольного детства. Все детские деятельности, в которых ребенок является автором этих деятельностей, сам что-то создает, рисует, конструирует и так далее, формируются очень важные, фундаментальные способности, которые, как говорил известный детский психолог Запорожец, затем лягут в" золотой фонд" зрелой личности. И вот, например, таким вот универсальным способностям, которые формируются только в дошкольном детстве, относятся развитие воображения, образного мышления и целый ряд других личностных качеств. И эти способности в другие периоды уже не формируются. И тогда у нас невозможно надеяться в стране, что у нас будут замечательные художники, поэты, писатели. И более того, оказывается, что геометрия в старших классах не усваивается в отличие от алгебры, если у ребенка не развито образное мышление и воображение в раннем возрасте. Поэтому чрезвычайно высока роль практических деятельностей, а не чтение и письмо.

Елена Смирнова: В перечисление этих способностей я бы добавила общение и отношение к другим людям.


 

3. Андрей , Москва : Является ли нормальным, если ребёнок в пять лет хочет в школу? Я знаю, что не рекомендуют отдавать так рано. Что Вы посоветуете?

Лариса Парамонова: Ребенок в пять лет действительно может хотеть в школу в силу того, что у него появляется большое желание быть взрослым, чувствовать себя учеником. Это никакого отношения не имеет к внутренней потребности и мотивации к обучению в школе. Поэтому, конечно же, не нужно рано отдавать ребенка в школу, а позволить ему по-детски посмотреть на мир и прожить достаточно комфортно этот период жизни.


 

Смирнова Елена Олеговна - заведующая лаборатории психического развития детей дошкольного возраста Психологического института Российской академии образования, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук.4. Мария , Ногинск : На ваш взгляд качество образования дошкольников улучшилось за последние 10 лет? Почему вы так думаете? Чего на хватает современным дошкольным образовательным учреждениям?

Елена Смирнова: Ответ на вопрос зависит от того, как понимать качество образования. Если понимать под образованием усвоение информации и навыков счета, то - да. Но, на мой взгляд, это никакого отношения не имеет к настоящему образованию, которое должно обеспечить, прежде всего, развитие ребенка. Развитие его творческих способностей, воображения, отношения к людям и к себе и так далее. Все это развивается не на уроках, а в самостоятельной активной деятельности детей. Вот этого в детских садах стало совсем мало. И очень часто сами родители требуют увеличения сетки занятий в детских садах, не понимая, что навыки, которые даются на занятиях, абсолютно ничего не прибавляют для становления интеллекта и личностных характеристик ребенка.


 

5. Артём Колербанштейн , Москва : Скажите, пожалуйста, а как можно создать "равные стартовые возможности" вне зависимости от социального статуса, если предшкольная подготовка будет платной?

Лариса Парамонова: Во-первых, говоря о равных стартовых возможностях, я бы хотела отнестись к этому отрицательно. И почему? Можно создать приблизительно равные стартовые условия, помогающие ребенку перейти дальше обучаться в школе. Равные возможности нельзя сформировать. У нас у всех разные возможности. И поэтому мы все и разные, имеем разные профессии, личности разные. Второе, модно создать равные условия вне зависимости от социального статуса, учитывая, что предшкольная подготовка будет платной? Насколько я проинформирована, эта подготовка не будет платной. А если и будет взиматься какая-то плата, то она будет незначительной и дифференцированной, в зависимости от финансовых возможностей родителей.

Оксана Скоролупова: Под равными стартовыми возможностями понимается тот уровень развития ребенка, который позволит ему успешно обучаться в начальной школе. И государство обязано создать каждому ребенку дошкольного возраста такие условия, в которых он может получить такой уровень развития. А дошкольное образование является бесплатным по Конституции РФ, именно образование, но не содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.


 

6. Александра , Зарайск : Скажите, а можно ли отдавать ребёнка в школу в раннем возрасте? Например, отдать в нулевой класс в пять лет? Разработаны ли специальные методики и программы подготовки?

Лариса Парамонова: Конечно же, ребенка в пятилетнем возрасте в школу отдавать нельзя. Потому что там совершенно другой тип отношений. Разработаны ли специальные методики и программы подготовки? Конечно, есть огромное разнообразие всяких материалов. Но, к сожалению, они опять носят школьный характер. Всевозможные работы в тетрадях и так далее. Предлагается немыслимое количество этих тетрадей в детских садах, начиная даже с 3 летнего возраста. И такая немотивированная, не интересная для ребенка деятельность не только не принесет пользы в его развитии, но и отвратит вообще от обучения.


 

7. Каримов Иван , Самара : А нужно ли вообще предшкольное образование? Раньше в детских садах были "старшие" и "подготовительные" группы и этим всё ограничивалось. Неужели теперь этого недостаточно?

Елена Смирнова: На мой взгляд, нет. Нормального дошкольного образования вполне достаточно, чтобы подготовить ребенка к школе. Сейчас подготовительные группы в детском саду стали практически нулевыми классами школы, к сожалению. Естественно, когда у детей возникают познавательные интересы или желания узнавать буквы и цифры, воспитатель их удовлетворяет. Но устраивать специальные школьные занятия в детском саду не следует. Ребенок, который научился читать, абсолютно ничем не отличается от ребенка, не умеющего читать. Умение читать не прибавляет ничего для понимания текста, для желания читать и для вообще читательской культурной позиции человека. Поэтому такое форсирование учебных навыков может только затормозить развитие маленького человека.


 

8. Марина Георгиевна , Новосибирск : Здравствуйте! Детей надо готовить к школе. Но кто это должен делать? В детских садах это никому не надо, а "предшкольных" учреждений нет. Дети же помимо знаний должны подготовиться к общению в коллективе!

Парамонова Лариса Алексеевна и Смирнова Елена Олеговна Лариса Парамонова: В этом вопросе есть утверждение, что детей нужно готовить к школе. Но кто это должен делать, спрашивается? И дальше констатируется, что в детских садах это никому не нужно, а предшкольных учреждений как таковых нет. И дальше идет очень разумное рассуждение родителя: дети помимо знаний должны подготовиться к общению в коллективе. Это очень правильно, потому что в детском саду, в детском сообществе и формируется эти способы, средства общения, понимание другого, понимание самого себя, выстраивание отношений и так далее. И это гораздо важнее, поверьте нам, чем обучение письму и чтению.

Елена Смирнова: Кроме того, в больших городах существует система дополнительного образования: психолого-медико-социальные центры, группы кратковременного пребывания при детских садах и при школах. Но тут хотелось бы предостеречь родителей, поскольку группы при школах пользуются школьным типом обучения. Там работают учителя, которые дают маленьким детям уроки. И это для дошкольников совсем не подходящий способ подготовки к школе. Учитель и воспитатель - это совершенно разные профессии. И педагог, работающий с 7-8 летними детьми, не понимает пятилеток и работает с ними так же, как со старшими, что для малышей может быть очень травматично. Так что лучше выбирать группы при детских садах.

Лариса Парамонова: Я бы призвала родителей больше доверять детскому саду и сотрудничать с ним для того, чтобы понять значимость работы с детьми, значимость игры для развития ребенка и всех других видов деятельности.


 

9. Михаил, Москва , Москва : Здравствуйте! Через два года мой ребёнок должен пойти в школу (ему 5 лет сейчас). Я начал читать различные форумы в Интернет и обнаружил, что одной из главных проблем является неспособность детей воспринимать информацию, т.е. учиться. Как научить ребёнка учиться?

Лариса Парамонова: Мнение, что ребенок не способен воспринимать информацию и поэтому не готов к школе, ошибочно. Очень важно, какую информацию ему предлагают, насколько эта информация интересна ребенку, насколько она соответствует его возрастным способностям и как он дальше этой информацией может пользоваться в своей детской жизни: в игре, в рисовании, в конструировании. Поэтому нужно очень серьезно отнестись к отбору содержания информации, которую мы хотим передать ребенку. Потому что содержание - это не только информация, но это и способы деятельности, и способы общения, и такие личностные качества, как креативность, ответственность, интерес и целый ряд других вещей, связанные с тем, чем живет ребенок.

Елена Смирнова: А чтобы научить ребенка учиться, нужно стимулировать интересы и развивать познавательные потребности. А это все происходит в самостоятельном экспериментировании, игре, в чтении интересных книжек и так далее. Но не при обучении грамоте.


 

10. Григорий Масленков , Москва : Дети приходят в школу после детских садов с совершенно разным уровнем начального образования. Кто-то умеет читать, а кто-то с трудом общается. Бывает так, что родители уделяют большое внимание чтению, письму, счёту, но совсем не готовят детей к общению со сверстниками. Есть ли какие-нибудь программы подготовки детей к школе? Что Вы посоветуете?

Елена Смирнова: Действительно, сейчас дети приходят в школу с разным уровнем, но так было всегда. И этим вызвано стремление их уравнять. Но я сомневаюсь, что это, в принципе, возможно и нужно. Конечно, умение читать не является показателем готовности к школе. А что касается программ коммуникативного развития, то это обычная программа детского сада, где дети играют, строят, гуляют вместе.


 

11. Елена , Москва : Как вы считаете, в чем основной недостаток обучения детей в современных детских садах?

Лариса Парамонова: Детский сад делает очень много в области обучения детей и особенно детей старшего дошкольного возраста. Но, на мой взгляд, к детскому саду не хватает внимания в такой проблеме, как комфортность пребывания ребенка в детском саду, которая связана с тем, что воспитатели стремятся, как можно больше научить ребенку чему-то, но при этом не всегда опираются на потребности самого ребенка в том или другом дошкольном возрасте. Например, на потребности в общении между детьми и взрослыми, на потребности в самостоятельном познании, на потребности признания его успехов, на потребности в движении и так далее. Хорошие педагоги опираются на основные потребности ребенка. Тогда это происходит гораздо успешнее.


 

12. Елена Окорокова : Мой сын, который пошел в школу с 6 лет, на "подготовке" в 5,5 писал цифры и буквы в зеркальном отражении. Психолог сказал, что это пройдет - он еще маленький. И действительно, в последующие 7 лет ребенок учился на "отлично". Так есть ли смысл начинать обучение в дошкольном возрасте? Если ребенок нормально развивается, то проблем в школе быть не должно, даже если он выучит буквы не в 4, а в 6 лет. А если нагружать его учебой с раннего возраста, не приведет ли это к обратному эффекту - и он возненавидит школу еще до того, как пойдет в первый класс?

Елена Смирнова: Я абсолютно согласна с утверждением Елены, что обучение с раннего возраста может привести к тому, что ребенок возненавидит школу. Кроме того, исследования показывают, что уровень развития ребенка к концу дошкольного возраста, особенно уровень его навыков и умений, никак не связан с его дальнейшими школьными успехами. Единственное, что обеспечивает успешное обучение - это воображение и познавательная активность, которые, как мы уже говорили, формируются, прежде всего, в игре.


 

13. Лариса , Красноярск : Добрый день! Моему сыну шесть лет. Сейчас посещаем подготовительную (речевую) группу детского сада. У ребенка проблемы с постановкой нескольких звуков, в т.ч.[р]. Уже добились некоторых результатов. Практически каждый день задают домашнее задание: читать одну страницу букваря, упражнения по артикуляции, упражнения по карточкам, составить рассказ или выучить загадку. Зачастую ребенок выполняет домашнее задание без всякого желания, хотя всегда радуется своим хорошим результатам. Подскажите, пожалуйста, "не перегибаем ли мы палку" заставляя ребенка в дошкольном возрасте ежедневно заниматься?

Парамонова Лариса Алексеевна - директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель России, академик РАЕН, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР) при ЮНЕСКО.Лариса Парамонова: У ребенка, у которого есть проблемы в произношении тех или иных звуков, безусловно, есть и трудности в общении. Именно поэтому очень важно заниматься специальной работой по звукопроизношению. И тут, мне кажется, родители все делают правильно. Но с точки зрения дальнейшей работы, которая подстерегает этого ребенка по выполнению домашних заданий, она не допустима. Конечно, можно с этим ребенком повторить какие-то слова интересные для него, чтобы еще раз утвердить правильность его звукопроизношения. Но часовые домашние задания, которые он еще выполняет, это очень большая перегрузка для ребенка, что может привести к нарушению его общего развития.


 

14. Иван Колотовкин , Екатеринбург : Мини-садики становятся популярным, да и берут там с родителей меньше. Стоит ли отдавать туда ребенка на воспитание?

Елена Смирнова: Безусловно, ребенку комфортнее и удобнее жить в маленьком детском саду. Чем меньше детей, тем больше внимание взрослого. Лучше индивидуальный подход. Конечно, желательно познакомиться с воспитателем и убедиться, что он профессионал.


 

15. Иван Колотовкин , Екатеринбург : В Екатеринбурге во многих садиках введен предмет основы православной культуры. Как вы думаете, нужно ли дошкольникам изучать этот предмет?

Елена Смирнова: Вообще введение такого предмета даже в школе проблематично, а уже в дошкольном учреждении такой предмет категорически не приемлем. Вообще предметное обучение в дошкольном возрасте недопустимо. А уже вводить такой тонкий сложный курс, как православие, это верный путь привить ребенку циничную позицию по отношению к религии и отвратить его.


 

16. петрович , спб : У евреев эта проблема решена - еврейские школы, институты, предприятия, банки, нужно ли брать с них пример?

Елена Смирнова: Проблема национального образования - она актуальна, главным образом, для национальных меньшинств, чтобы сохранить свою культуру в другом инокультурном окружении. Если речь идет о русских национальных школах, то, на мой взгляд, в нашей стране и в наших условиях это не актуально, поскольку подавляющее большинство населения несут именно русскую культуру.


 

17. Оксана Прокопова : Почему дошкольное образование не вошло в нацпроект?

Оксана Скоролупова: В настоящее время, действительно, нет в нацпроекте направлений, напрямую связанных с системой дошкольного образования. Но проблема дошкольного образования решается в рамках проектов, направленных на улучшение демографической ситуации. Они сейчас тоже приравниваются к приоритетным нацпроектам. В частности, здесь есть проект, связанный с выплатой компенсации части родительской платы гражданам, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения. Хотя эти меры относятся к мерам социальной поддержки граждан РФ, но косвенно они влияют на развитие всей систем дошкольного образования. Кроме того, сейчас ведется работа над тем, чтобы включить дошкольные образовательные учреждения в комплексные проекты модернизации региональных систем образования. При осуществлении этой, скажем так, идеи педагоги дошкольных образовательных учреждений будут переведены на новые системы оплаты труда, которые позволят увеличить их доходы не менее чем на 20%. Кроме того, в рамках реализации этих проектов будет укрепляться материальная база дошкольных учреждений. Возможно, будут выделены средства на строительство новых детских садов и на реконструкцию старых зданий.


 

18. Александр , Москва : Будет ли вводиться обязательное предшкольное обучение (точнее, подготовка)? Как это отразиться на системе детских садов?

Оксана Скоролупова: В настоящее время мы стараемся отойти от термина "предшкольное образование", заменив его более органичным "образование детей старшего дошкольного возраста". Когда вводился термин "предшкольное образование" имелось в виду, что для успешного обучения детей в школе приоритетным будет именно образование детей старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективное образование детей старшего дошкольного возраста можно осуществить на базе дошкольных образовательных учреждений, где для детей созданы все условия, соответствующие их возрасту и необходимые для их развития. Так что на системе детских садов отрицательно это никак не отразится.


 

19. Илья Кремцов , Тверь : Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, планируется ли развитие дошкольного (предшкольного) образования для детей, живущих не в Москве, а в других городах? Например, в Твери.

Оксана Скоролупова: Развитие дошкольного образования, в том числе образования детей старшего дошкольного возраста, повсеместно проводится по всей стране, в том числе и в Твери.


 

20. Федор , Щекино : Здравствуйте, по-моему, главный вопрос дошкольного образования – почему в стране, где каждый год, практически, на один миллион человек население становится меньше, не хватает детских садов. И это при курсе государства на увеличение рождаемости!

Скоролупова Оксана Алексеевна - консультант отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ. Оксана Скоролупова: Количество дошкольных учреждений в Российской Федерации сильно сократилось с 1990 по 2000 год в результате сильного сокращения количества воспитанников этих детских садов. Сейчас это волна, скажем, демографического кризиса докатилась до школы. В результате в школах на один миллион детей меньше каждый год. Кроме того, популярность дошкольных учреждений у населения России растет с каждым годом. И увеличился охват. В 93 году охват был чуть больше 50%, а в 2006 году - 61,3%. Поэтому сейчас не хватает детских садов.


 

21. Марина : Подскажите, пожалуйста, как заинтересовать ребенка в обучении. Есть амбиции, мы хотим всегда быть первыми, но прилагать усилия для этого не хотим. В результате делаем то, что полегче и получается само собой, а более сложные задания - не делаем, потому что "не можем". Как-то можно перебороть это "не хочу - не могу"? Нам скоро в школу, боимся, что будет плохо учиться...

Елена Смирнова: Когда у ребенка только конкурентная мотивация и он что-то делает только для того, чтобы получить поощрение и быть самым лучшим, - это может привести к такими невротическим реакциям. Потому что невозможно всегда быть самым первым. Действительно, это надо преодолевать, пока ребенок маленький. И главный путь в этом - формирование его собственных интересов в какой-либо деятельности. Чтобы он это делал не для того, чтобы его похвалили, а чтобы получить какой-то результат, чтобы выразить себя. Это опять же дошкольные формы деятельности: игра, рисование, конструировании. Еще совет - меньше его оценивайте, больше помогайте.


 

22. Вера Шиманская : Добрый день. Появятся ли государственные детские сады, которые будут осуществлять подготовку к поступлению в спец. школы, прикреплённые к Вузам, где при поступлении в первый класс необходимо сдавать экзамены.

Лариса Парамонова: Вопрос о специальных детских садах, целью которых будет специальная подготовка к поступлению в те школы, которые прикреплены уже к ВУЗам, очень актуален. Таких детских садов вообще не должно быть. Потому что это очень опасно вводить профориентацию в таком раннем возрасте. У маленьких детей невозможно определить особые способности и наклонности к тем или другим областям и задача формировать общие универсальные способности, которые затем помогли бы ему в усвоении школьной программы и любой вузовской. Если же мы с самого раннего возраста будем ребенка через эти спецдетсады, готовить к спецшколам и спецВУЗам, а значит готовить из них будущих инженеров, менеджеров и так далее, то это просто преступно по отношению к детям, к их судьбе! Потому что мы должны им дать возможность состояться и как художникам, и как музыкантам, и как бизнесменам. И поэтому надо не заниматься ранней профориентацией, а формировать общие способности.


 

23. Татьяна Крешкина , Барнаул : Будет ли включена в программу дошкольного образования обязательное изучение иностранных языков? С вашей точки зрения, есть ли в этом смысл?

Лариса Парамонова: Изучение иностранных языков в дошкольном возрасте, на мой взгляд, не является обязательным. Важно хорошо овладеть родным языком, свободно пересказывать тексты, знакомые ему, общаться, быть в диалоге, иметь хорошее произношение и так далее. Вместе с тем, если в старшем дошкольном возрасте создаются условия для изучения иностранного языка (я подчеркиваю - в старшем дошкольном возрасте, потому что раньше пяти вообще нельзя), то нужно смотреть, насколько готов преподаватель работать с детьми этого возраста. И вести всю работу с позиции, прежде всего, приобщения через язык к культуре другого народа, а также через это обучение формировать общие языковые способности. И тогда к этому можно относиться положительно. Но если у ребенка есть задержки в развитии речи или какие-то другие задержки, то вообще этим заниматься не стоит.


 

24. Анастасия , Уфа : Скажите, пожалуйста, как будет происходить внедрение системы предшкольного образования? Есть ли какие-то стандарты, программа и пр? И еще, за счет каких средств будет происходить финансирование?

Оксана Скоролупова: Под предшкольным образованием понимается образование детей старшего дошкольного возраста. В этом смысле оно не требует никакого специального внедрения. Оно уже существует повсеместно в дошкольных учреждениях. Для детей дошкольного возраста, в том числе, для старшего дошкольного, существует целый ряд программ, которые направлены на полноценное развитие ребенка: физическое, социальное, познавательное, художественно-эстетическое, развитие речи.


 

25. Валерия , Санкт-Петербург : Добрый день. Уважаемые гости, не кажется ли вам утопичным - создание системы предшкольного образования для всех детей России? Как мы с вами знаем, во многих провинциальных городах и деревнях нашей страны, школьники не имеют возможность получить знания в полном объеме в соответствии с программой среднего образования, не говоря уже о дошколятах. Или же, обсуждая эту проблему, мы подразумеваем Москву? спасибо

Оксана Скоролупова: Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста не кажется нам утопичным. По Конституции Российской Федерации у нас все имеют право на бесплатное дошкольное образование. И задача Министерства образования и науки, в частности, делать все, чтобы максимальное количество детей дошкольного возраста, в частности, старшего дошкольного, было охвачено разными формами дошкольного образования.


 

26. Дмитрий , Самара : Здравствуйте! Равные стартовые возможности начинаются с решения на государственном уровне проблемы полноценного питания дошкольников! Страдающий от недоедания ребенок не может нормально усваивать никакой материал, даже самый увлекательный! Что на Ваш взгляд нужно сделать для решения данной проблемы?

Оксана Скоролупова: Ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, должен получать и получает полноценное питание, соответствующее санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, утвержденным главным санитарным врачом РФ. За выполнением этих нормативов строго следят местные органы управления образования и санитарно-эпидемиологические службы.


 

27. Геннадий , Хабаровск : Уважаемые как вы видите равенство возможностей обучения первоклассников в будущем, когда уже сейчас преподаватели требуют, чтобы дошкольник умел писать читать и считать до чего то там. Но возможность, как у детей так и у родителей разные. Может быть начинать обучение в школе с 6 лет? Но с нулевых знаний тогда действительно все дети будут равны.

Лариса Парамонова: Предложение, что нужно обучать детей с 6 лет, ничего не знающих, и тогда они все будут равны, тоже абсурдно. Поскольку эти шестилетки тоже имеют разные возможности.


 

28. Елена Окорокова : Что такое сегодня подготовительные группы в школах? В каком режиме, по каким предметам и как должны проходить там занятия, чтобы ребенку захотелось идти в школу?

Оксана Скоролупова: В подготовительной группе детского сада, равно как и во всех остальных возрастных группах, не существует изучения отдельных предметов. Специфика дошкольного возраста такова, что ребенок лучше всего усваивает знания и информацию, когда она проходит через разные виды его деятельности.

Лариса Парамонова: Это очень важно, учитывая, что у всех детей имеется разная типология восприятия. Одни воспринимают мир ушами, другие - глазами, третьи - через движение. Именно поэтому одно и то же содержание в дошкольном возрасте и проходит с включением разных анализаторов через организацию разных видов детской деятельности.


 

29. Алла Семеновна : Какое место предшкольное образование будет занимать в системе общего образования? Кто будет заниматься разработкой методик? Кем будет осуществляться выпуск методической литературы?

Парамонова Лариса Алексеевна - директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель России, академик РАЕН, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР) при ЮНЕСКО.Лариса Парамонова: Место предшкольного образования логично уже в рамках нашего обсуждения определено. Оно, прежде всего, относится к системе дошкольного образования. А система дошкольного образования является всегда и по закону образования первой ступенью общего образования. Разработкой методик для дошкольников занимаются специалисты, в основном, научные сотрудники. И многое из уже опубликованного является достаточно качественной литературой. Например, совсем недавно в 2006 издательством "ОЛМА" была выпущена книга, которая называется "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет", где даны конспекты занятий, планирования, система наблюдений за явлениями природы. Показано, как поддерживать самодеятельную игру, какие проводить подвижные, театрализованные, народные и другие игры. И все это дано во взаимосвязи друг с другом, иначе говоря, здесь представлена система работы с детьми. И нам кажется, что это очень важно, потому что пятилетние дети как бы остались крайними. Есть часть родительско-педагогической общественности, пытающаяся перевести их в школу. Но совершенно очевидно, что если дети систематически и с интересом занимаются в дошкольном учреждении, то они будут подготовлены к школе. Эта книга как бы противопоставляется тетрадным вариантам, о которых уже я говорила.


 

30. Константин Ибрагимов , Красноярск : Здравствуйте! Есть ли в нашей стране система предшкольных учреждений (не детских садов). Ведь детские сады не в состоянии в настоящее время подготовить детей. Можно ли где-нибудь найти программы предшкольного образования?

Оксана Скоролупова: Категорически не согласна с тем, что детские сады не в состоянии сегодня подготовить детей к школе. Важно понимать, что подготовка детей к школе заключается не в обучении их чтению, письму и счету, не в «напичкивании» детей различной информацией. Самое важное для подготовки к школе - обеспечить тот уровень психического развития ребенка, его базисных качеств - мышления, памяти, внимания, воображения, речи - который позволит ему успешно обучаться в школе, усваивать любую информацию. В этом смысле наша система дошкольного образования имеет многолетние традиции и неоспоримые преимущества перед другими странами. Наша система перенимается многими государствами, в частности, Японией она приветствуется, в США сейчас подошли к пониманию того, что нужно серьезно заниматься с детьми дошкольного возраста и внедряют систему аналогичной нашей. Отдельно система предшкольных учреждений создаваться не будет. Преимущество в осуществлении образования детей старшего дошкольного возраста остаются за дошкольными образовательным учреждениями.

Завершающее слово:
Оксана Скоролупова: Проблемы развития системы дошкольного образования всегда были и будут в сфере внимания государственных органов власти. В частности, министерства образования и науки РФ. В настоящее время серьезное внимание к проблемам дошкольного образования проявляет Президент России и Правительство.

Лариса Парамонова: Обсуждение сегодняшней проблемы очень хорошо позволило нам еще раз посмотреть серьезно на необходимость сохранения самоценности дошкольного детства и его непреходящего значения для развития человека. Введение предшкольного образования, которое возникло на этапе обсуждения различных подходов к поиску организаций разных форм охвата старших дошкольников образованием стало почему-то настолько педалироваться и взбудоражило всю общественность и педагогическую, и родительскую, что в отдельных регионах - я это знаю точно - даже приводит к негативным скороспелым решениям, созданию лабораторий предшкольного образования, разработки специальной литературы для детей, находящихся в предшкольном образовании и так далее. Но мне кажется, что ответы наших участников сегодня и с научной стороны, и, особенно приятно, со стороны представителя государственной власти говорят совершенно однозначно, что не нужно введение предшкольного образования, а нужно создавать всемерно условия для того, чтобы все дети в нашей стране были охвачены дошкольным воспитанием в разных формах в зависимости от специфики региональных, финансовых и других. И это воспитание в системе было бы успешным, что и обеспечит подготовку детей к школе. А для этого у нас есть все основания и научно-методическая проработка воспитания, обучения, развития детей, и организационные. Поэтому мы можем надеяться на благополучный исход или выход из этого положения.

Елена Смирнова: Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, но, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нудно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы. И это будет самый лучший способ подготовки ребенка к школе.