О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Перспективы использования альтернативного топлива

Автомобиль по праву считается детищем ХХ века. Появившись в начале столетия, он прошел невиданный эволюционный путь, обеспечив современному человеку свободу перемещения. Но автомобиль породил и ряд проблем, одна из которых – загрязнение окружающей среды. Среди мер снижения негативного воздействия автомобиля на окружающую среду является использование альтернативных видов моторного топлива, таких как метан, пропан бутан, диметиловый эфир. Какая судьба ждет сегодняшнее моторное топливо в будущем? Откажется ли мир от традиционных видов топлива в пользу альтернативных источников энергии?

 

ответы на вопросы

 

1. Алексей , Москва : Как проходят испытания Камаза в Мосавтохолоде, который работает на альтернативном топливе? Ожидается ли приобретение еще подобных машин?

Игорь Лазарев: У нас на предприятии в настоящее время ведутся эксплуатационные испытания трех автомобилей КАМАЗ грузоподъемностью до 14 тонн. Эти машины работают на диметиловом эфире. Надо принимать во внимание, что это опытные образцы. И в мировой практике отсутствует аналогичные автомобили. По ходу проведения испытаний специалисты организации разработчика газового оборудования, это НИИ двигателей, ведут доработку конструкции топливной аппаратуры автомобиля, вносят усовершенствования. Мы приобретаем опыт эксплуатации этих машин. Уже сейчас мы имеем довольно неплохие результаты испытаний по техническим характеристикам этой машины, по экологическим показателям. Однако окончательный вывод делать, конечно же, еще преждевременно. Что касается приобретения новых автомобилей, мы являемся московским предприятием, и увеличение парка автомобилей на диметиловом эфире это прерогатива Правительства Москвы и Департамента транспорта и связи г.Москвы, в подчинении которого мы находимся. В ближайшее время этот вопрос должен быть рассмотрен Правительством Москвы. Но уже сейчас, зная отношение Мэра Москвы к проблемам экологии в городе, к проблемам внедрения альтернативных видов топлива, можно с достаточной степенью уверенности говорить, что парк автомобилей, использующих диметиловый эфир, конечно же, будет расти.


 

2. Олег , Москва : Здравствуйте! Будут ли развиваться в городе число автомобильных газонаполнительных станций? Сколько их сейчас и сколько планируется ввести в ближайшие годы?

Игорь Чурсин: Да, безусловно, будут. Позиция правительства Москвы направлена на решение инфраструктуры, позволяющей осуществлять заправку автомобилей компремированным природным газом. В настоящий момент в Москве работают только 10 таких станций и приблизительно столько же находится в области. Это явно недостаточно для расширения и применения его в качества моторного топлива. Сейчас городом привлекаются инвесторы для строительства автомобильных газозаправочных станций, на которых можно будет заправляться и природным газом. Первые 4 станции мы планируем запустить в ближайшие два года.


 

Чурсин Игорь Евгеньевич - начальник отдела нефтепродуктообеспечения и экологии на транспорте Департамента транспорта и связи города Москвы3. Виктор К. , Москва : Что делает ваш Департамент для улучшения экологической обстановки в Москве с точки зрения транспорта. Будут ли введены какие-либо ограничения на движение автомобилей, не отвечающих например стандартам "Евро-2"?

Игорь Чурсин: Да, безусловно, Департамент ведет работы по улучшению экологической обстановки в городе и понимая, что применение альтернативных моторных топлив наиболее действенный метод сокращения вредных выбросов. Работа по поиску новых источников альтернативных топлив в частности проводится и на нашем предприятии "Мосавтохолод". Это что касается новых видов альтернативного топлива. Что касается традиционных, которые давно уже используются на транспорте - пропан-бутан и метан, то мы их давно используем на пассажирском транспорте. В городе существует проект по переводу пассажирского транспорта на природных газ. В этом году первые 60 автобус вышли на линии города. В перспективе еще 500 автобусов будут переоборудованы на метан.


 

4. Анатолий : 1.Перспективы перевода на сжиженный и сжатый природный газ большегрузного транспорта 2.Автономные когенерационные системы энергообеспечения для работы на магистральном газе. 3. Зарубежный опыт. Спасибо.

Игорь Чурсин: Учитывая особенности использования природного газа, его применение наиболее целесообразно на большегрузной технике. Мы в настоящий момент используем сжатый природный газ, но на одном из городских предприятий ведутся работы по использованию сжиженного природного газа. Полное отсутствие инфраструктуры по сжиженному природному газу не позволяет сейчас говорить об его широком применении. Что касается автономных когенерационных систем, то они используются в основном для автономных систем электро- и теплоснабжения. Хотя такой системой можно назвать и автомобиль с работающей печкой в зимний период.


 

5. Артем Степанович , Москва : Г-н Чурсин, что Вы думаете о перспективах биодизеля и "газохола" в России? Ведь добавка 10% этанола в бензин В РАЗЫ снижает вредные выбросы, от которых москвичи просто потихоньку вымирают! И в то же самое время мои ученые и технологи разрабатывают для заказчика из Зап.Европы и Америки(задумайтесь!) технологию получения биоэтанола. А здесь это никому не нужно! Или мы в нашей стране и дальше будем делать благостный вид, что экология нас уже не касается? Искренне надеюсь на Ваш откровенный ответ по существу поставленного мною вопроса

Игорь Чурсин: Любые моторные топлива, произведенные из возобновляемых энергоресурсов, имеют перспективы. В Европе принята программа по замещению традиционных видов моторных топлив моторными топливами, получаемых из энергоресурсов. К ним как раз относится биодизель. Обладая рядом достоинств, он имеет свои недостатки. Использование биодизеля как монотопливо в зимний период невозможно. Поэтому используют добавки, начиная с 5%. Без внесения изменений в конструкцию автомобиля. Что касается этанолов (спиртов), то их использование в мире довольно широко. Его использование в чистом виде широко практикуется в Бразилии. В Европе в основном идет добавка в традиционные виды моторных топлив. Что касается экологии, то мы считаем, для нашей страны наиболее перспективным является использование метана и диметилового эфира.


 

6. Иван Колотовкин , Екатеринбург : Альтернативные виды топлива уже созданы. Не кажется ли Вам, что нефтяные магнаты не позволяют им войти в нашу жизнь?

Игорь Чурсин: На этот вопрос можно ответить и «да», и «нет». Для «нефтяных» магнатов не важно, на чем зарабатывать деньги. Деньги вкладываются в наиболее прибыльные проекты. И в любой нефтяной компании существуют структуры, которые занимаются перспективным планированием, в том числе по альтернативным нефтяным моторным топливам.

Игорь Лазарев: Я согласен с тем мнением, что нефтяные, газовые, топливные компании, которых Вы здесь очевидно называете нефтяными магнатами, вряд ли чего-то опасаются, и вряд ли у них уже когда-то наступят тяжелые времена. В то же время есть примеры лоббирования нефтяными компаниями своих интересов против альтернативных топлив. Такой прецедент был, например, в Швеции, где был пролоббирован высокий налог на сжиженный пропан-бутан. В результате этот вид топлива был вытеснен с топливного рынка этой страны.

Игорь Чурсин: Но, тем не менее, тот же пропан-бутан производится на нефтеперерабатывающих заводах и реализуется теми же нефтяными "магнатами". Очевидно, в Швеции на рынок вышел новый "игрок" и проиграл в "конкурентной борьбе".


 

7. Игорь , Москва : Выгодно ли экономически использовать метан вместо бензина?

Игорь Лазарев: ЯЯ не буду перегружать цифрами, только поясню. На автомобиле Газель, например, с бензиновым двигателем затраты на топливо для того, чтобы проехать 100 км, составят порядка 320 рублей. На том же автомобиле, переоборудованном для работы на сжатом газе - метане, затраты на топливо составят порядка 150 рублей. При этом, правда, надо учитывать, что само переоборудование автомобиля на сжатый газ повлечет дополнительные затраты порядка 1000 долларов. Каждый может посчитать, как быстро окупятся эти затраты и принять для себя решение.


 

8. Игорь , Москва : Почему так мало газовых заправок?

Игорь Чурсин: Наверное, потому что мало переоборудованных машин и потому что мало заправок. Похоже на замкнутый круг. Но здесь есть еще одна причина. Строительство метановых заправочных станций достаточно сложный процесс. Здесь нужно дополнительно предусматривать наличие трубы с высоким давлением и дополнительное финансирование в безопасность этих станций. И без помощи города, конечно, решение этих вопросов будет очень долгим. Поскольку интерес к этому виду топлива каждый год растет пропорционально росту цен на традиционные виды моторных топлив.


 

9. Захар , Магадан : Какие альтернативные виды топлива используются в России сейчас? Какие планируют использовать в будущем?

Игорь Чурсин: Они все хорошо известны, включая экзотический диметиловый эфир. А в будущем, я так думаю, все больше и больше будет использоваться моторное топливо, получаемое из возобновляемых энергоресурсов.


 

Лазарев Игорь Александрович - Генеральный директор ГУП «Мосавтохолод» 10. С.Р. : Насколько перспективно использование альтернативного топлива в регионах, где осуществляется "зимний завоз"? Вы поддерживаете какие-то отношения с такими же передовыми внедрителями альтернативного топлива в других регионах?

Игорь Лазарев: Это вопрос, который не предполагает однозначный ответ. Все определяется экономической целесообразностью. Если где-то в регионе добывается природный газ или есть попутный газ, вполне логично создание автономных установок по производству альтернативного топлива непосредственно в местах его потребления. Опытные варианты таких установок уже существуют. И результаты их эксплуатации подтверждают, что это отнюдь не фантастика.


 

11. Алексей Прокопов , Москва : Возможно ли перевести общественный транспорт на использование других видов топлива, планируется ли это для Москвы, каковы предварительные расчеты экологов по уменьшению ущерба окружающей среде от этого? Спасибо

Игорь Чурсин: Собственно этим мы и занимаемся. Отказ от традиционного дизельного топлива и использование диметилового эфира позволяет нам полностью убрать сажу в выбросах и существенно снизить окислы азота.


 

12. Леонид Кивалов , Норильск : Каков мировой опыт перехода на альтернативное топливо? Судя по новостям, этим "грешат" по большей части латиноамериканские страны. А как с этим вопросом обстоит дело в промышленно-развитых странах?

Игорь Чурсин: Положительный, и этим "грешат" не только латиноамериканские страны, но и добропорядочные европейские. Европейская комиссия приняла решение о том, что к 2010 году 5,75% всего автотранспорта должно быть переведено на альтернативные виды моторного топлива, получаемых из возобновляемых энергоресурсов. Отдельные европейские страны ставят более амбициозные задачи. Полного отказа от традиционных энергоресурсов. И стимулом к этому является все более растущая зависимость стран от поставок энергоресурсов извне.


 

13. Кирилл , Киров : Как вы считаете, есть ли решение для проблемы безопасности использования водорода, как альтернативы бензину не для стационарных, а для автомобильных моторов?

Игорь Чурсин: Я бы не ставил вопрос так категорично. Вопросы использования водорода в качестве топлива для двигателя внутреннего сгорания технически решены. Однако, представляется нецелесообразным его сжигать впрямую. Наиболее перспективным является использование водорода на борту автомобиля и использование его топливных элементов для получения электроэнергии, таким образом, получая автомобиль с нулевым выбросом. Автомобили, представленные с водородными двигателями, по моему мнению, это в большей степени реклама.


 

14. Иван : Как вы относитесь к использованию биотоплива из рапса, пшеницы, сахарной свеклы и даже отработанного фритюра из закусочных? Что перспективнее: чистое биотопливо или в смеси с традиционным топливом, например, бензином?

Игорь Чурсин: Повторюсь еще раз, к биотопливу отношусь положительно. Однако использование его в чистом виде в нашей стране в зимний период невозможно. Поэтому было бы целесообразнее было бы получать из возобновляемых энергоресурсов тот же диметиловый эфир.


 

15. Семен Ваганов : Ведется ли разработка или усовершенствование моторов машин в связи с переходом на альтернативу?

Игорь Чурсин: Да, конечно, ведутся. В большинстве случаев переход на альтернативные виды моторного топлива связан с модернизацией двигателя. Поэтому мы считаем, что в эту работу должны включаться производители автомобильной техники и предлагать потребителю готовый продукт. В линейке любой зарубежной компании есть автомобили, адаптированные к альтернативным видам моторного топлива. И более того, существуют плановые задания по их производству.


 

Лазарев Игорь Александрович - Генеральный директор ГУП «Мосавтохолод» 16. Сергей , Москва : Какое топливо по Вашему мнению выгоднее использовать: метан или пропан-бутан

Игорь Лазарев: Я бы не ставил вопрос так категорично. Все зависит от типа транспортного средства, условий его эксплуатации, запросов потребителя. Например, сегодня для личных легковых автомобилей удобнее использовать сжиженный нефтяной газ пропан-бутан. Есть большой выбор газо-балонной аппаратуры как отечественной, так и импортной. Достаточно развита сеть заправок в Москве и области. Стоимость переоборудования автомобиля для работы на пропан-бутане ниже, чем стоимость переоборудования для работы на метане. Однако последующие расходы на топливо при работе на метане будут меньше. Для грузового автотранспорта и автобуса более перспективным является использование природного газа - метана. В Росси действуют двести автомобильных газо-наполнительных компрессорных станций АГНКС. По междугородным трассам автомобили могут двигаться на сжатом газе с заправками в промежуточных пунктах. Такая программа под названием "Голубой коридор" разработана Европейской экономической комиссией ООН. А вообще категорично утверждать о преимуществах того или иного топлива нельзя. Очевидно, что выгоднее использовать то, которое доступнее и дешевле. Эти виды топлива так и называется альтернативные, потому что панацеи не существует. И никогда не будет "панацейного" топлива. В 40-50 годы были так называемые газо-генераторные автомобили, которые использовали деревянные чурки. Научно-технический прогресс заставил нас забыть об этом. Но кто знает, что будет в ближайшем будущем. Там, где большие запасы леса, эти автомобили могут вполне появиться опять.


 

17. Сергей , Москва : Сегодня в Москве любая стройка и вывоз мусора это жутко дымящие Камазы, дышать нечем. Как и когда Правительство Москвы планирует исправить ситуацию в лучшую сторону?

Игорь Чурсин: Жутко дымящие КАМАЗы - это проблема не только и не столько Москвы, но и страны в целом. С принятием технического регламента ситуация выправляется. Вновь закупаемые машины по городскому заказу уже соответствуют нормам не ниже ЕВРО-2. Следует отметить, что выбросы на автомобилях норм ЕВРО-2 в несколько раз ниже, чем на аналогичной грузоподъемности машин норм ЕВРО-0.


 

18. Сергей Дружинников , Москва : Почему эксперимент по внедрению ДМЭ начался именно с грузового транспорта, а не с пассажирского?

Игорь Лазарев: Любой автомобильный двигатель использует в работе энергию взрыва. Диметиловый эфир абсолютно новый вид топлива. До конца не изучены все его свойства и особенности. Согласитесь, что если бы вдруг какой-то инцидент произошел в переполненном людьми автобусе, это совсем другие последствия, чем на обычном грузовом автомобиле. А вообще-то, мы обеспечиваем самые серьезные меры предосторожности и безопасности при работе с новым видом топлива. И никаких нештатных ситуаций, к счастью, не возникало.


 

19. Николай Рюмин , Москва : Планирует ли Московское Правительство продолжить эксперимент по внедрению ДМЭ на городском пассажирском транспорте?

Игорь Чурсин: Мы планируем проводить работы по расширению применения ДМЭ на городском пассажирском транспорте. Но только тогда, когда закончим все эксперименты с этим видом топлива.


 

20. Никита Зверев , Оренбург : Находят ли инициативы Московского Правительства по внедрению альтернативных видов топлива поддержку у Федеральных органов власти?

Игорь Чурсин: Попытаемся ответить максимально корректно. В настоящий момент выпущен федеральный закон о расширении применения альтернативных видов моторного топлива. На всех уровнях власти мы находим понимание в необходимости замены альтернативных традиционными моторными топливами. Однако считаем, что на федеральном уровне недостаточно организационных и экономических стимулов, способных повлиять на ситуацию, связанную с расширением применения альтернативных видов топлива.


 

21. Евгения Трояпольская , Москва : Уважаемый Игорь Александрович и Игорь Евгеньевич! Почему для эксперимента по внедрению демитилового эфира было выбрано предприятие ГУП "Мосавтохолод"?

Игорь Лазарев: Уважаемая Евгения, ГУП "Мосавтохолод", который я возглавляю, одно из немногих автопредприятий, непосредственно подчиняющихся Департаменту транспорта и связи г.Москвы. Я думаю, это было одним из основных побудительных мотивов в принятии решения со стороны Игоря Евгеньевича, работающего в Департаменте. Кроме этого, у нас был опыт работы на сжиженном газе, а некоторые работники нашего предприятия стояли у истоков внедрения сжиженного газа еще в Советском Союзе. В ближайшей перспективе на базе нашего предприятия будет создано экспериментальное хозяйство, осуществляющее испытания автомобилей, работающих на новых видах топлива с дальнейшим их внедрением в городское хозяйство Москвы.

Игорь Чурсин: На самом деле все гораздо проще. В городе не так много грузовых муниципальных предприятий, а учитывая кадровый потенциал ГУП "Мосавтохолод" и его руководителя, другой альтернативы у нас не было.


 

22. Софья Ладожская , Екатеринбург : Используете ли вы в работе опыт зарубежных коллег? Если да, в каких именно направлениях? Или, возможно, зарубежные коллеги приезжают к вам за опытом?

Игорь Чурсин: Да. Безусловно, начиная эту работу, мы, конечно, изучали наиболее передовой опыт разных стран. Но что удивительно, наиболее продвинутые технические решения мы нашли у себя в Москве. Этой осенью правительственная делегация была в Швеции и знакомилась с опытом этой страны по использованию диметилового эфира в качестве моторного топлива. Следует отметить, что по итогам визита компанией Вольво было направлено приглашение нашим специалистам для участия в совместных работах по разработке топливных систем применительно к Вольво.


 

23. Пётр Курносов , Омск : Что такое диметиловый эфир?

Игорь Чурсин: Это газ. По своим физико-химическим свойствам очень близок к пропан-бутану. Его особенностью является то, что он может использоваться в дизельных двигателях. Но что очень хорошо, его можно получать как из природного газа, так и из возобновляемых энергоресурсов. Именно эта программа реализуется в Швеции в рамках Европейской концепции сокращения применения традиционных видов моторного топлива.


 

24. Даннил Двигубский , Москва : С какими трудностями вы сталкиваетесь при экспериментах с альтернативными видами топлива?

Игорь Лазарев: Уважаемый Даниил, если бы я подробно начал отвечать на Ваш вопрос, нам бы, наверняка, не хватило времени ответить на все остальные. На самом деле это все те же самые трудности, которые сопровождают внедрение всего нового в нашу жизнь: человеческий фактор, надежность техники, экономика и многое другое. Если у Вас есть интерес, я приглашаю Вас посетить наше предприятие и мы Вас подробно познакомим с этим направлением в нашей работе.


 

Чурсин Игорь Евгеньевич - начальник отдела нефтепродуктообеспечения и экологии на транспорте Департамента транспорта и связи города Москвы.25. Герман Третьяк , Чебоксары : Когда закончится экспериментальное внедрение альтернативных видов топлива? В случае признания экспериментов удачными начнётся ли их массовое внедрение?

Игорь Чурсин: Следует отметить, словосочетание "массовое внедрение", наверное, было уместным в прошлом веке при централизованном управлении государством. Для расширения применения альтернативных топлив необходимо создание правовых и организационных предпосылок вплоть до прямых дотаций. И по этому пути идут европейские страны. Например, в Италии дотируется часть стоимость топливной аппаратуры при переоборудовании автомобиля на альтернативные виды. В Японии, например, при строительстве метановых заправочных станций компания освобождается на три года от уплаты налога на землю. В Швеции и Великобритании эти машины освобождаются от уплаты сборов за въезд в зону ограниченного движения. В той же Швеции парковка таких автомобилей бесплатна.


 

26. Скуров Антон : Где и как проходят переподготовку водители, машины которых перевели на альтернативное топливо? Есть ли вообще разница, на каком топливе ездит машина?

Игорь Лазарев: Наши водители, работающие на автомобилях, использующих диметиловый эфир, прошли специальную подготовку в одном из учебных заведений и получили соответствующий сертификат. Прежде всего, водители и технический персонал, имеющие отношение к этим машинам, должны знать вопросы техники безопасности и правила поведения при возникновении нештатных ситуаций.


 

27. Пётр Чаянов , Сергиев Посад : Уважаемый Игорь Александрович! В прессе проходили сообщения, что на базе предприятия, которым Вы руководите, проходит эксперимент по внедрению диметилового эфира на грузовом транспорте. Для Вас, как руководителя, это благо или наказание?

Игорь Лазарев: Уважаемый Петр, ранее мы уже говорили о том, что наше предприятие проводит эксплуатационные испытания грузовых автомобилей, переоборудованных для работы на диметиловом эфире. Благо это или наказание для меня как для руководителя? Безусловно, поводов для спокойного крепкого сна стало меньше. С другой стороны мы надеемся, что все наши усилия и затраты уже в ближайшем времени дадут достаточно большой положительный эффект для предприятия да и для автотранспорта города в целом. Мы с определенной настороженностью приступали к этой работе, но теперь об этом не жалеем.


 

28. Антон Гулько , Москва : Здравствуйте! Почему в нашей стране в последнее время вопрос альтернативного топлива так популярен? Если учесть, что Россия - страна "нефтяная" и выступать "за" новые виды топлива нам просто экономически не выгодно?

Игорь Чурсин: Ранее в той или иной степени звучал ответ на этот вопрос. Повторюсь, интерес к альтернативным видам моторного топлива пропорционален росту цен на традиционные, поскольку ценообразование на альтернативные виды моторного топлива чаще всего определяется иными факторами, чем ценообразование на нефтяные.


 

29. Ольга : А куда можно пожаловаться на плохое качество топлива на некоторых АЗС Москвы? Контролирует ли ваш Департамент их работу?

Игорь Чурсин: Уважаемая Ольга! Вы очень правильно сформулировали Ваш вопрос. Действительно, встречается плохое качество моторных топлив, но только на некоторых АЗС. Что касается контроля качества моторных топлив на АЗС, это прерогатива федерального законодательства. Но личное мое мнение, большинство компаний, реализующих моторное топливо на рынке, осуществляют собственный контроль, зачастую более действенный, чем внешний. Сейчас нет проблем с заправкой личного автотранспорта и на этом рынке существует реальная конкуренция и охота за покупателем.


 

Лазарев Игорь Александрович - Генеральный директор ГУП «Мосавтохолод» 30. Екатерина Сухорукова , Барнаул, Алтайский край : Здравствуйте Игорь! Какие факторы мешают перейти на массовое использование альтернативных источников энергии сегодня? К примеру, в Алтайском крае для выращивания рапса, из которого можно производить экологичное и более дешевое топливо есть все условия. Эксперты называют массу преимуществ его использования, а тракторы продолжают ездить на солярке. Что тормозит внедрение, в частности растительных видов топлива?

Игорь Лазарев: Здравствуйте, Екатерина. Мой коллега уже частично ответил на этот вопрос. А что тормозит внедрение новых видов топлива? Это инерция мышления, это экономическая составляющая проблемы, технические возможности. Применительно к нашей стране это еще и большие запасы жидкого углеводородного сырья и газа. Но, как известно, ничего вечного не существует. Я думаю, что и у нас в стране люди, отвечающие за эту проблему, в ближайшее время это поймут.


 

31. петрович , спб : Будущее за электроэнергией от возобновляемых источников плюс аккумуляторы энергии, остальные источники в печку!

Игорь Чурсин: Мы неоднократно выше об этом говорили. Целиком и полностью поддерживаем Ваше мнение. Безусловно, ориентироваться надо на возобновляемые источники энергии и на возможность ее аккумулирования. Ну, а внешний вид будущих аккумуляторов трудно представить.


 

32. Алексей , СПб : Каковы перспективы использования электродвигателей в автомобилях?

Игорь Чурсин: Уважаемый Алексей, в этом направлении сейчас работают многие автопроизводители, понимая, что использование электродвигателей в автомобилях единственный способ получения автомобиля с нулевым выбросом. Широкое использование традиционных электродвигателей с аккумуляторными батареями вряд ли возможно, учитывая сегодняшние технические возможности. Поэтому основные усилия направлены на получение электроэнергии на борту автомобиля. И здесь широкое поле деятельности.

Игорь Лазарев: Алексей, мне довелось еще в 80-е годы принимать участие в испытаниях первой опытной партии электромобилей у нас в городе. Это было 10 УАЗов, работающих от блока аккумуляторных батарей. Тогда эксперимент не нашел продолжения по целому ряду технических причин. Я Вам приведу одну и них. При нашем климате чуть ли не полгода отрицательные и вообще низкие температуры. А как отапливается салон автомобиля? Каждый ватт энергии на счету, запас хода и так крайне не велик.

Завершающее слово:
Игорь Чурсин: Я присоединяюсь к Игорю Александровичу. И хочу поблагодарить за интерес, проявленный к данной теме.

Игорь Лазарев: Уважаемые посетители сайта, хотим мы этого или нет, но в ближайшее время человечеству придется гораздо более серьезно заняться проблемами альтернативных видов топлива. Поводы к этому очевидны. Запасы невозобновляемых источников энергии сокращаются угрожающими темпами. Кроме того, с каждым днем все острее встает проблема экологии на земле, и в первую очередь в больших городах. Один умный человек сказал: "Или мы сделаем так, что на Земле станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей".