О медиагруппе |Продукты и услуги
Онлайн конференция

Инновационные ВУЗы: опыт реализации инновационных проектов

До конца 2006 года в рамках Национального проекта «Образование» будет объявлен новый конкурсный отбор высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы. Общий объём финансовых средств из федерального бюджета, выделяемый на реализацию программ победителей осеннего конкурса, составит 20 млрд. рублей в 2007-2008 годах. Как будет проходить новый конкурс? Какие критерии учитываются при определении вузов-победителей? Какие инновационные программы внедряются вузами, победившими в конкурсе в 2006 году?

 

ответы на вопросы

 

1. Евгений Еременко: Каким образом гражданин, не являющийся работником вуза, но имеющий "предложения по разработке и внедрению инновационных образовательных программ" может сотрудничать с ВУЗом и принимать участие в проекте? Предусмотрен ли такой вариант?

Василий Жураковский: Поскольку инновационно-образовательная программа является частью плана стратегического развития ВУза, то, прежде всего, предложение частного лица должны быть заслушаны на ученом совете и приняты решения о том, насколько они гармонизированы с этим планом. В случае, если предложения будут приняты, то он вправе заключить с автором предложения договор гражданского правового характера на выполнение конкретной работы в рамках инновационной образовательной программы.

Георгий Майер: При выполнении программы мы тесно сотрудничаем с многими партнерами, как вузами так и академическими НИИ и предприятиями. Ваши предложения можете направить в адрес дирекции программы. Подробности на сайте ТГУ.


 

2. Настя: Инновационные программы будут внедряться только в столичные вузы?

Нелли Розина: Это глубокое заблуждение, что инновационные программы внедряются в столичных ВУЗах. В первом туре конкурса среди победителей — ВУЗы, расположенные в различных областных центрах, например, Самарский государственный аэрокосмический университет, Кубанский государственный аграрный университет, Дальневосточный государственный университет и так далее. И даже ВУЗы, расположенные в районных центрах, например, Таганрогский государственный радиотехнический университет.

Георгий Майер: Победителями конкурса инновационных образовательных программ по приоритетному национальному проекту «Образование» стали 17 российских вузов. География этих вузов охватывают всю территорию РФ. Инновационные образовательные программы имеют не только региональный характер, но могут внедряться во все российские вузы. На данном этапе эти программы будут апробированы вузами победителями.


 

3. Настя: По какому принципу будут распределены полученные средства? На что пойдет основная часть?

Нелли Розина: Все полученные средства распределяются по четырем основным направлениям. Это закупка учебного лабораторного оборудования, модернизация аудиторного фонда, разработка и закупка учебно-программной документации и повышение квалификации преподавателей. В каждой программе эти средства распределяются в разных пропорциях в зависимости от специфики инновационной программы конкретного ВУЗа.

Василий Жураковский: В среднем по 17 ВУЗам около 70% выделенных средств используется на закупку учебно-лабораторного оборудования. Но разница в программах велика и например, Дальневосточный госуниверситет более 90% использует на эти цели, а Высшая школа экономики и Московская медицинская академия 80-90% тратят на разработку учебно-методической и программной продукции.

Владимир Миклушевский: МИСиС в этом смысле не стал исключением. Мы тоже около 70-% средств тратим на закупку оборудования. Это имеет простое объяснение. Будущие специалисты должны получить качественное базовое образование, пройти практику.


 

4. Настя: Даст ли это какие-нибудь приоритеты студентам?

Нелли Розина: Цель этого конкурса — повысить качество высшего профессионального образования и поддержать те ВУЗы, у которых уже созданы соответствующие заделы и которые готовы к крупным нововведениям. Студенты уже сейчас получат многие новые знания и новые навыки на новом оборудовании. Это, прежде всего, магистры и аспиранты. Но поскольку длительность программ высшего образования 4-5-6 лет, то все внедрения инновационных программ работают и на будущее.

Владимир Миклушевский: Еще одним преимуществом, которое мы заложили в программу для бакалавров, является то, что бакалавры получат дополнительные инструментальные компетенции. Например, пройдя в рамках учебной программы практикум по химии и сдав дополнительный квалификационный экзамен, они смогут получить компетенцию лаборанта-химика на новом современном оборудовании. По нашему мнению, это повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Василий Жураковский: Многие программы ВУЗов предусматривают активизацию международного сотрудничества, в том числе и реализацию совместных с зарубежными университетами образовательных программ в получении так называемых "двойных " дипломов. Это бесспорно формальное преимущество, но работодатель зная, что образовательная деятельность оценена на конкурсной основе достаточно высоко, безусловно, учтет это при выборе кандидата на работу в своей организации.

Нелли Розина:  Продолжая мысль Василия Максимилиановича, хотелось бы отметить, что Санкт-Петербургский госуниверситет в качестве одной из основных целей инновационной программы ставит повышение мобильности студентов и преподавателей. Прежде всего, международной. А ГУ-ВШЭ ставит задачу разработки нескольких программ и курсов на английском языке, что тоже резко повышает мобильность на рынке труда.


 

5. Георгий , Белгород : Здравствуйте, изменятся ли условия поступления в инновационные вузы? Спасибо

Нелли Розина: Порядок приема в инновационные ВУЗы останется таким же, как и для всех остальных ВУЗов. Но за счет повышения качества подготовки в них, популяризации деятельности инновационных ВУЗов, в них должен повыситься конкурс при поступлении. Что создаст условия повышенных требований при приеме к ним. И это требования новые должны быть известны абитуриентам.


 

6. Регина , Дубна : Разрабатываются ли в рамках инновационной программы новые учебные пособия (известно, что часто в ВУЗах это большая проблема). И если они разрабатываются, то по каким дисциплинам?

Владимир Демкин: В рамках ИОП ТГУ должно быть модернизировано 26 специализаций и 76 дисциплин по 4 приоритетным направлениям развития науки и техники. Для них готовятся новые учебные пособия.


 

7. Григорий , Пермь: Как Вы можете оценить успешность реализации инновационных программ в собственном ВУЗе? Какие изменения произошли с точки зрения повышения качества образования?

Владимир Миклушевский: Успешность реализации инновационных программ должны оценить потребители, и в этом смысле в договоре на предоставление субсидий предусмотрен пункт о приемке и оценке работ общественной комиссией, которая будет состоять из вузовской общественности, работодателей, общественных организаций. Что касается изменений, то, мне кажется, главным образом коллектив почувствовал и оценил внимание со стороны государства на важность проблемы, активно включился в работу по реализации программы. Это дает мне уверенность сказать, что программа будет реализована успешно.


 

8. Алексей , Москва : Добрый день! Скажите пожалуйста, какие конкретно программы введены в Вашем ВУЗе? В чём их инновационность и чем они отличаются от образовательных программ других ВУЗов, не получивших статус "инновационных"?

Владимир МиклушевскийВладимир Миклушевский: Прежде всего, надо сказать, что основа нашей инновационной программы — это разработка учебно-методической документации для двухуровневой системы подготовки. Вторая сильная сторона программы — это теснейшая интеграция науки и образования, повсеместное участие студентов в инновационных научных проектах. Таким образом, приобретенные новые знания сразу же используются преподавателями в учебном процессе, а студенты в ходе научных исследований приобретает профессиональные и инструментальные компетенции.


 

9. Макисм Леонидович , Москва : Уважаемые коллеги, расскажите пожалуйста об опыте участия в конкурсе инновационных ВУЗов. Какова процедура участия, какие требуются документы и где можно ознакомиться с правилами участия в конкурсе?

Нелли Розина: Трудно рассказать об опыте участия в конкурсе 200 ВУЗов, мы остановимся только на том, что нормативные документы, определяющие подготовку и само участие в конкурсе, размещены на сайтах Министерства образования и науки, Рособразования и Национального фонда подготовки кадров. Главное — тщательно ознакомиться с заявкой, которая задает алгоритм формирования плана действий ВУЗа в рамках инновационной программы. Это документ, который требует тщательного изучения и анализа будущим коллективам менеджеров в ВУЗе — участника конкурса.

Василий Жураковский: Несколько характеристик первого этапа конкурса. Участвовали ВУЗы практически из всех регионов из 197 ВУЗов. 17 победителей представляют классические университеты, технические, один экономический, один медицинский и один аграрный. Процедура оценки заявок включает независимую экспертизу со стороны крупных специалистов в области образования и науки, бизнеса, а также оценку по объявленным критериям инновационного потенциала ВУЗа-заявителя. Чтобы оказаться в числе победителей необходимо представить обоснованную перспективную образовательную программу и убедить экспертов в наличии потенциала для ее реализации.


 

10. Константин , Челябинск : Какие ВУЗы могут участвовать в конкурсе инновационных ВУЗов? Какие существуют ограничения?

Нелли Розина: Конкурс ВУЗов, внедряющих инновационные программы, является открытым. В нем могут участвовать государственные ВУЗы и негосударственные ВУЗы, имеющие государственную аккредитацию. Других ограничений нет. Профиль ВУЗа никак не влияет на его участие в конкурсе.


 

11. Анна Александровна: Уважаемые Георгий Владимирович и Владимир Владимирович! На сколько лет рассчитана инновационная программа Вашего ВУЗа? В чем она заключается и что будет после того, как закончится масштабное финансирование? Не останутся ли начатые проекты незавершёнными?

Владимир Миклушевский: Инновационная программа ВУЗа является частью стратегического плана (всего их 10) развития МИСИса, рассчитанной на год. Конечно, под каждую программу предусмотрены соответствующие ресурсы в бюджете ВУЗа. Государственная поддержка, предоставленная в виде гранта, позволит часть этих программ реализовать быстрее. Однако, это не означает, что после окончания финансирования они остановятся.

Георгий Майер: Выполнение инновационной программы полностью совпадает со стратегией развития нашего вуза. Получив в течение 2006-2007 гг. на которые рассчитана эта программа, существенный результат, университет будет успешно развиваться дальше.


 

12. Наталья , Санкт-Петербург : В.Миклушевскому и Г. Майеру — Скажите, а могут ли Ваши ВУЗы повторно участвовать в конкурсе в этом году? Будут ли у Ваших ВУЗов преимущества по сравнению с остальными участниками?

Владимир Миклушевский: Согласно условиям конкурса, ВУЗы, победившие в первом раунде, повторно участвовать не могут. Но программа будет финансироваться в течение двух лет: 20006 и 2007 годы.


 

13. Андрей Сергеевич , Нижний Новгород : Насколько я знаю, наш, НГУ им. Лобачевского тоже является инновационным ВУЗом, но найти информацию о его инновационной программе мне не удалось. Подскажите, пожалуйста, где можно получить подобную информацию?

Нелли Розина: Нижегородский государственный университет является победителем конкурса. Заявка размещена на вышеуказанных сайтах. Более подробно она должна быть размещена на сайте университета.


 

14. Александр Д. , Москва : Владимир Петрович, скажите пожалуйста, есть ли статистика по реализации инновационных программ в ВУЗах? Закуплено ли новое оборудование, или введены новые образовательные программы? Проходят ли студенты стажировку на предприятиях или в учебных центрах (в т.ч. зарубежных)?

Василий ЖураковскийВасилий Жураковский: Статистика по всем инновационным программам есть самая подробная. ВУЗы отчитываются о выполнении своих программ ежемесячно и поквартально. В основном выполнение программ идет в соответствии с планом. Хотя имеются определенные сложности, связанные с реализацией конкурсных процедур при закупке лабораторного, особенного импортного оборудования. Иногда в решении вопроса стажировки преподавателей, особенно в зарубежных ВУЗах. В целом выполнение программ не вызывает серьезных опасений. По поводу стажировок на предприятиях и в других организациях следует сказать, что программа многих ВУЗов включает использование профессиональной деятельности уже в ходе обучения. Для чего создаются совместно с партнерами филиалы кафедр и факультетов, учебные центры, центры коллективного пользования современным уникальным оборудованием и т.п.


 

15. Изольда , Рязань : Чем отличается деятельность инновационного ВУЗа от не-инновационного? В не-инновационных ВУЗах хуже учат? А в инновационных создают будущую элиту? Смогут ли наши дети поступить в ВУЗ, если он инновационный, или там будут учиться только те, у кого есть много денег?

Нелли Розина: Мы уже выше говорили, что такое инновационная программа ВУЗа. Если коротко, то это во-первых, интеграция образования и науки, тесное сотрудничество с бизнес-сообществом с целью обеспечения высокого качества образования и конкурентоспособного будущего специалиста. И без конкурса все в стране знали, что такие ВУЗы как МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет, МГТУ им. Баумана, МИСиС и тот же Томский госуниверситет, готовят очень хороших специалистов. При этом во все эти ВУЗы поступают далеко не только элитная молодежь. Эти ВУЗы осуществляют широкомасштабную деятельность по привлечению в свои стены абитуриентов со всей страны. Это всем известный конкурс "Шаг в будущее" МГТУ им. Баумана, это Олимпиада "Ломоносов" и другие в МГУ. Поэтому поступают в эти ВУЗы именно на госбюджетные места очень талантливые молодые люди. И молодежь и родители должны знать, что, несмотря на серьезные финансовые трудности в 90-е в начале 2000 годов, государство обеспечивает высокую доступность бесплатного высшего образования. Количество бесплатных мест до 2004 года только повышалось. Оно было совсем ненамного снижено из-за создавшейся демографической ситуации. Поэтому нужно рассчитывать на высокое качество подготовки и поступать на госбюджетные места. И количество государственных ВУЗов не сократилось, а увеличилось. Наряду с федеральными ВУЗами создавались ВУЗы в субъектах федерации и даже в муниципалитетах, которые также обеспечены местами, финансируемые из соответствующего бюджета.

Георгий Майер: Разумеется, поступить в инновационный вуз может любой, кто желает получить качественное образование и успешную карьеру в востребованных отраслях экономики. А вообще инновационный вуз воспитывает у выпускника философию будущего.


 

16. Елена , Самара : Скажите, а получают ли инновационные ВУЗы поддержку от бизнес-структур? Есть ли какое-либо взаимодейтсвие с коммерческими организациями (например, прохождение практики, проведение специальных семинаров и т.п.)

Василий Жураковский: Взаимодействие с партнерами в организации практики, привлечение специалистов в проведении учебного процесса, использование производственной и лабораторной базы присутствует в программах практически всех ВУЗов. Более того, привлечение собственных внебюджетных средств и средств от партнеров является обязательным условием участия в конкурсе и выполнении инновационной образовательной программы. Можно привести очень многие примеры плодотворного сотрудничества ВУЗов с бизнес-структурами. А программа, например, Таганрогского радиотехнического университета вообще имеет целью создание научно-образовательных кластеров по перспективным направлениям совместно с научными, научно-производственными и чисто производственными бизнес-структурами. Нижегородский государственный университет очень тесно сотрудничает с несколькими институтами Академии наук, наукоемкими предприятиями аэрокосмического направления, мировыми лидерами в области информационных технологий. Можно было бы привести примеров сколько угодно, ибо действуя изолировано, современный ВУЗ не может обеспечить формирование необходимых компетенций своих выпускников.

Владимир Миклушевский: Институт Стали и Сплавов, начиная со дня своего рождения, был в строе в промышленности. Эта традиция сохраняется и сегодня. Конечно, наряду с традиционными практиками студентов мы активно развиваем научные связи, участвуем в крупных инновационных проектах. например, по заданию правительства Москвы была построена Удоканская опытно-промышленная установка. При этом ВУЗ выступал заказчиком на всех стадиях, начиная от научных исследований и заканчивая строительством установки. Сейчас мы активно сотрудничаем с ОАО ГНК "Норильский никель" в реализации программы развития минерально-сырьевой базы Читинской области. Это только один из примеров, их можно привести десятки.


 

17. Дмитрий Иванович , г. Санкт-Петербруг: Добрый день! Пожалуйста, обратите внимание в своих выступлениях на то, направляется ли часть финансирования, которое получает инновационный ВУЗ на оплату работы преподавателей. Спасибо.

Георгий Майер: Оплачивается работа преподавателей по участию в повышении квалификации, по подготовке новых учебных курсов, учебных и методических пособий, программных продуктов, выполнение которой
предусмотрено в плане мероприятий ИОП.


 

18. Александр Бузаков , Сургут : Здравствуйте, меня интересует развитие бизнес — образования и его сетевых форм как основного фактора повышения конкурентноспособности образования. Что делается и что уже сделано?

Нелли Розина: Если под бизнес-образованием имеется в виду экономическое образование, то лидерами в развитии его сетевых форм являются Московский государственный экономико-статистический институт (государственный университет), не государственные ВУЗы — Современная гуманитарная академия, Международный институт бизнеса и информатике в Ярославле, негосударственное образовательное учреждение ЛИНК. В последние годы в стране активно развивается реализация программ МВА. В рамках Национального проекта "Образование" создана бизнес-школа при Санкт-Петербургском госуниверситете для развития современного бизнес-образования на мировом уровне. И создается Московская бизнес-школа. Практически любой экономический крупный ВУЗ имеет дистанционные программы по бизнес-образованию.

Василий Жураковский: Из числа победителей первого этапа конкурса инновационных программ к бизнес-образованию прямое отношение имеет ГУ-ВШЭ, МГУ и СПбГУ. Но и в инженерных ВУЗах в рамках программ развивается подготовка в области инновационного бизнеса. Например, в МГТУ им. Баумана, МФТИ, ТУСУРе, который вообще посвящает свою программу "генерации новой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса".

Георгий Майер: В настоящее время проводится программа повышения квалификации и переподготовки кадров по заказу предприятий и администрации Томской области. Открыты центры МВА, готовится к
открытию инновационно-технологический бизнес-инкубатор и центр подготовки кадров для ОЭЗ технико-внедренческого типа.


 

19. Сергей , Калининград : Вопрос Ректорам ВУЗов. Скажите, пожалуйста, какую оценку Вы можете дать степени реализации собственных инновационных программ? Выполняете ли Вы намеченные проекты?

Георгий Майер: Работа над программой идет напряженно, но в основном — по плану. В сжатые сроки мы должны выполнить большое количество мероприятий.

Владимир Миклушевский: Могу ответить коротко. Реализация программы идет точно в соответствии с планом.


 

20. Михаил , Краснодар: Я слышал, что одной из задач инновационных ВУЗов является создание таких условий для студентов, чтобы они могли проходить стажировку уже в процессе обучения, так сказать сочетание получения практических навыков и фундаментальных знаний. Есть ещё выражение – создание фундаментальных знаний в процессе обучения. Реализуются ли подобные направления в Вашем ВУЗе?

Георгий Майер: Создана система стажировок студентов старших курсов в ведущих отечественных и зарубежных научных центрах. Замечу, что весь процесс обучения в ТГУ построен на тесной интеграции образования и
фундаментальных научных исследований.


 

21. Марина Малаканова , Самара : Уважаемый Георгий! Можно ли уже подвести какие-то промежуточные итоги введения инновациаонной программы? Как введение программы сказалось на преподавателях и студентах ТГУ? Есть ли какие-то результаты, которые Вы не планировали получить? Все ли соответствовало Вашим ожиданиям?

Георгий Майер, ректор Томского государственного университетаГеоргий Майер: Выполнение инновационной программы расширило академическую мобильность преподавателей. Они получили возможность познакомиться с современными образовательными технологиями, ведущими научными школами, современным оборудованием. Результаты повышения квалификации преподавателей проявляются в изменении отношения к учебному процессу, во внедрении инновационных технологий в обучение студентов. Одним из результатов выполнения инновационной программы является создание новых образовательных технологий, основанных на компьютерных средствах обучения и спутниковых технологиях. Преподаватели университета разрабатывают электронные ресурсы, которые используются в учебном процессе и имеют целью повышение качества образования.


 

22. Владимир , СПб : Скажите пожалуйста, если инновационный ВУЗ вводит современные программы образования для студентов, то существует ли какая-нибудь специальная подготовка для абитуриентов (для учеников 11 класса, желающих учиться в Вашем ВУЗе)?

Нелли Розина: Мы уже отмечали, что, несомненно, в инновационные ВУЗы повысится конкурс. И это потребует более серьезной подготовки от абитуриентов. Все инновационные ВУЗы имеют подготовительные курсы, которые способствуют повышению качества общеобразовательной подготовки и успешному овладению затем программами высшего образования.

Владимир Демкин: В ТГУ создана система открытого профильного обучения школьников 8-11 классов с применением дистанционных образовательных технологий.


 

23. Денис Рагозин , Санкт-Петербург : Смогут ли вузы победители участвовать в конкурсе на получение гранта еще раз? Спасибо.

Нелли Розина: ВУЗ-победитель в соответствии с нормативными документами повторно участвовать в конкурсе не может.

Василий Жураковский: Этот вопрос повторяется несколько раз видимо в связи с тем, что нет четкого понимания того, что поддерживается в рамках конкурса. Национальный проект поддерживает реализацию инновационно-образовательной программы ВУЗа. И если она оценена высоко, материально поддерживается государством, то бессмысленно просить признать ее еще один раз.


 

24. Герман Г. , Москва : Скажите пожалуйста, достаточно ли государственное финансирование, направленное на Ваши программы? Часто гворят, что государство выделяет мало денег. Достаточно ли средств для реализации Ваших проектов? С уважением, Герман Г. Спасибо.

Владимир Миклушевский: Согласно условиям конкурса сумма, запрашиваемая ВУЗом, могла варьироваться за 2 года от 400 млн рублей до миллиарда. Мы запросили 400 миллионов рублей совершенно сознательно. Потому что именно столько было нужно для реализации программы.

Георгий Майер: Денег никогда не бывает много. Но, несомненно, полученная по программе субсидия придаст существенный импульс развитию нашего вуза. Кроме того, национальный проект показывает возросшее внимание правительства к проблемам образования.


 

25. Вадим , Нижневартовск : Добрый день! Скажите пожалуйста, есть какое-либо сотрудничество между инновационными ВУЗами? обмениваются ли они опытом, какими-то элементами инновационных программ?

Василий Жураковский: ВУЗы, реализующие инновационно-образовательные программы уже сформировали довольно сплоченное сообщество. По инициативе министерства и Рособразования их сотрудничество целенаправленно организовывалось в форме нескольких семинаров. В Национальном фонде подготовки кадров на специализированном портале постоянно ведется обмен информацией в виде форума. В рамках форума идет как обмен информацией, так и взаимодействие с органами управления в решении очень непростых организационных финансовых и правовых вопросов. Например, присутствующая на нашей интернет-конференции Нелли Розина отвечала на очень многие вопросы, возникшие в ходе выполнения программ в режиме онлайн. Впереди еще целый ряд конференций и семинаров, посвященных обсуждению как промежуточных, так и окончательных итогов выполнения инновационно-образовательных программ. Министерство и Рособразование в плане имеет также специальные мероприятия, на которых приобретшие первый опыт победители 2006 года будут работать с новыми участниками проекта, которые будут выявлены по итогам второго тура конкурса.


 

26. Ирина Демидова , Москва : Скажите, пожалуйста, будут ли в новом конкурсном отборе какие-то значительные изменения относительного первого конкурса. И если да, то какие именно? Спасибо.

Нелли Розина: Условия второго тура конкурса не меняются относительно первого тура. Точно также будет в основе лежать оценка качества инновационной программы и инновационного потенциала ВУза, форма заявки не меняется. Изменился лишь интервал объемов финансирования, рассчитанный на 2 года реализации программы. Нижний предел теперь будет 200 миллионов рублей на 2 года. Верхний предел остался прежним — миллиард.


 

27. Владислав , Москва : Добрый день! Скажите, а как отразится на студентах то, что ВУЗ стал инновационным? Будет ли это отражено в дипломе?

Нелли Розина: Форма документа государственного образца, который получают студенты на выходе, единая во всей стране и на записи в нем не влияет — является ли ВУЗ победителем в конкурсе или не является. На применение диплома, прежде всего, будет влиять рейтинг ВУЗа среди работодателей. А вот на рейтинг ВУза явное влияние будет оказывать победа ВУЗа в национальном проекте. Понятие — инновационный ВУЗ — это разговорное выражение. Такой нормативной категории не существует. В конкурсах участвуют ВУЗы, внедряющие инновационные образовательные программы.

Георгий Майер: В дипломе это не может быть отражено, но в приложении к диплому это может отразиться в увеличении числа дисциплин.


 

28. Галина Загородецкая , Москва : Уважаемые господа! Кто и каким образом будет оценивать результаты внедрения инновационных программ в вузах? Какие санкции будут применяться к вузам, не выполнившим или выполнившим не полностью заявленные на конкурс программы?

Нелли Розина: Владимир Владимирович уже отмечал, что результаты внедрения инновационной программы будут оцениваться специально созданной комиссией. Ее состав тоже уже упоминался. Кроме общественной оценки, большую роль будет играть также финансовый аудит. По результатам этих двух оценок конкурсная комиссия будет принимать решение о финансировании инновационной программы в 2007 году. И мы очень надеемся, что прецедентов выбытия из числа 17 ВУЗов-победителей не будет.

Василий Жураковский: Оценка хода выполнения программ ведется систематически в форме постоянного мониторинга, в том числе в форме социологических исследований, учитывающих мнение абитуриентов, студентов, преподавателей, выпускников, работодателей, органов власти и управления. Это тоже будет учитываться и при итоговой оценке результатов.


 

29. Юлия , Томск : Уважаемые спикеры! Из 17 ВУЗов-побидителей конкурса 7 московских и 2 питерских. Каковы, по-Вашему, причины такого расклада в итогах конкурса? Много ли заявок было от региональных Вузов? Предполагаются ли в дальнейшем какие-то квоты на победителей от регионов (федеральных округов)? Спасибо.

Нелли Розина: Мы уже отвечали на вопрос об участии региональных ВУЗов в конкурсе. Из числа 200 ВУЗов-участников конкурса были представлены все регионы страны. В числе победителей представлены регионы. И мы отметили, что конкурс открытый и никакого квотирования при определении числа победителей не было и не будет.


 

30. Михаил Родионов , Владивосток : Какие приоритетные направления должен развивать ВУЗ, чтобы стать участником программы поддержки инновационных ВУЗов?

Нелли РозинаНелли Розина: Мы уже отмечали, что поддержка инновационных программ ВУЗа осуществляется с учетом инновационного потенциала ВУЗа. А он оценивается по объемам научных исследований, по количеству профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени, по сотрудничеству с бизнес-сообществом региона и страны в целом, по развитию международного сотрудничества ВУЗов и т.п. Таким образом, по этим показателям можно судить о том, какие программы будут находить поддержку государства. Это программы, нацеленные на интеграцию образования и науки, на внедрение инновационных достижений в экономику, нацеленные на развитие экономики региона и страны, и современных технологий обучения.

Василий Жураковский: Для ответа на этот вопрос можно попытаться сформулировать общее направление программ ВУЗов-победителей. К ним можно отнести разработку новых образовательных программ, совершенствование организации учебного процесса с применением активных методов обучения, развитие информационной среды ВУЗов, их включенность в российский международные информационные сети, выполнение научных проектов в приоритетных направлениях развития науки и техники, создание механизмов внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики и активизация международного сотрудничества. Акценты в разных программах могут быть специфическими, но в той или иной степени эти направлениях присутствовать в программах всех ВУЗов-победителей.


 

31. Петр Валерьевич: Что это даст студентам в плане укрепления знаний?

Владимир Миклушевский: Прежде всего, серьезное внимание мы уделяем полному техническому перевооружению лабораторий общих кафедр — физики, химии, электротехники, физической химии и т.д. Потому что эти предметы являются основой для освоения студентами специальных курсов. Кроме того, серьезное внимание в программе уделяется организации самостоятельной работы студентов. В частности, мы приобретаем специализированную электронную систему, позволяющую студентам дистанционно, например, находясь в общежитии, самостоятельно находить заданные разделы курса, отвечать на вопросы, решать задачи.


 

32. Студент: Что из современного оборудования приобрел наш вуз?

Владимир Миклушевский: Помимо лабораторий общих кафедр мы серьезно переоснащаем учебно-научные лаборатории, создавая их в качестве центров коллективного пользования университетского уровня. Кроме этого, в МИСиС с 1998 года функционирует центр коллективного пользования "Материаловедение и металлургия". В рамках программы также предусмотрено приобретение современного испытательного оборудования для ЦКП.


 

33. Иван Лобанов: Пойдут ли средства на улучшение общежития?

Владимир Миклушевский: Инновационной программой не предусмотрены средства для ремонта общежитий. Однако, изменения будут и здесь. В частности, мы планируем в общежитиях два компьютерных класса коллективного пользования как для самостоятельной работы студентов, так и для доступа к электронной библиотеке, которая также создается в рамках инновационной программы.


 

34. Семен Мальцев , Нижневартовск : Сотрудничают ли инновационные вузы с представителями российского бизнеса? Расскажите о перспективах. Спасибо.

Георгий Майер: ТГУ имеет большой опыт общения с представителями Российского и зарубежного бизнеса (совместные учебные, научные, бизнес проекты и т.д.) В результате реализации программы будет особенно усилено взаимодействие по трудоустройству выпускников и созданию совместных предприятий.


 

35. Будущий программист: Сколько денег пойдет на улучшение компьютерной оснащенности вузов?

Василий Жураковский: В отношении приобретения оборудования доля расходов на приобретение компьютерной техники относительно не велика, ибо ВУзы находятся на достаточно высокой степени развития своей информационной базы. Примером эффективного использования средств является приобретение Томским госуниверситетом суперкомпьютера, который будет самым мощным в странах СНГ и Восточной Европы, стоимостью более 50 миллионов рублей. Значительные средства вкладываются в приобретение лицензинно-программного обеспечения, дефицит которого действительно ощущается.


 

36. Алексей Владимирович: Какие ноу хау могут появиться в университете?

Владимир Миклушевский: В университете действует центр траснфера технологий, задачами которого и являются определение патентнопригодности. Кроме этого, указанный центр регистрирует в соответствии с действующим законодательством ноу-хау, раскрытие которых не предполагается.

Георгий Майер: Поиском и внедрением "ноу-хау" в ТГУ занимается отдел трансфера технологий. О результатах его работы своевременно извещается общественность.


 

37. Михаил Федорович: Как скоро студенты смогут лицезреть нововведения?

Владимир Миклушевский: Начиная с весеннего семестра, студенты уже будут учиться в модернизированных аудиториях, одна из которых не будет иметь равных в России. В этой аудитории, рассчитанной на 180 мест, каждый студент будет оснащен компьютером с сенсорным экраном. Кстати, эту аудиторию мы создаем совместно с ОАО ГНК "Норильский никель".


 

38. Иван: Будут ли учитываться пожелания студентов?

Владимир Миклушевский: Студенты принимают самое активное участие в реализации инновационных программ. В частности, студенты введены в команды всех проектов и мероприятиях, реализуемых в рамках программ, и отвечают в них за конкретное направление.


 

39. Надежда Адонина , Томск : Уважаемые Георгий Владимирович и Владимир Владимирович, в газете "Аргументы и факты" ректор одного из Томских вузов назвал выделение грантов университетам "точечными вливаниями", которые не спасут вузовскую науку. Как вы считаете: это действительно так? С высоты вашего опыта, оцените, пожалуйста, насколько такое утверждение верно?

Георгий Майер: Я не могу согласиться с этим утверждением. Задачей национального проекта "Образование" по выделению инновационных вузов является достижение системного эффекта в развитии российского образования и науки в целом. На первый взгляд, "точечные вливания" должны сконцентрироваться в пространственной области формирования системного эффекта. Именно в этом суть национального проекта "Образование".

Владимир Миклушевский:  Президент поставил задачу создать инновационную экономику, и в связи с этим роль вузовской науки будет только повышаться. Поэтому поддержка инновационной вузовской науки мне кажется весьма своевременной. А что касается "точечности", так поддержка и должна быть точечной, чтобы быть эффективной. Важно сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях науки, а не размазывать их "тонким слоем".


 

40. Ольга: 26 апреля 2006 года в г.Томске В.В. Путин торжественно открыл первую в России особую экономическую зону технико-внедренческого типа на базе ООО «Научно-исследовательская организация «Сибур-Томскнефтехим" (образована ОАО «СИБУР Холдинг»). Какие инновационные программы вы предполагаете внедрить под этот проект?

Нелли Розина: Не могу точно ответить относительно "Сибур-Томскнефтехим", но хотелось бы отметить, что приоритетный национальный проект в целом вызвал широкий отклик как у органов государственной власти субъектов федерации и многие руководители регионов организуют как бы региональные конкурсы и финансируют их серьезно для поддержки образования. Поэтому образование в этот период получило двойную поддержку. И со стороны федерального бюджета, и со стороны региональных бюджетов. Но появляется еще одна волна поддержки образования. И она тоже проинициирована национальным проектом. Это объявление конкурсов для высших учебных заведений крупными компаниями. Так Министерство в настоящее время начинает проработку вопроса об организации конкурса с ОАО "ТНК- ВР". Этот конкурс будет организован для ВУЗов и факультетов, осуществляющих подготовку кадров для нефтегазодобывающей отрасли. И его планируется развернуть в начале 2007 года. Полагаю, что за инициативой ТНК-ВР последуют другие крупные компании.

Василий Жураковский: Оба Томские ВУзы победители конкурса самым непосредственным образом учитывают потребности, создаваемые в технико-внедренческой зоне, развиваемой в рамках программ бизнес-инкубаторы обоих ВУЗов. Предполагают стать основными источниками инновационных технологий и наукоемких продуктов для этой зоны.

Георгий Майер: Томский университет планирует участвовать в работе Томской ТВЗ по 3 приоритетным направлениям: информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии. По всем этим направлениям университет имеет серьезный научный задел и практические разработки.


 

41. Сюськин Юрий Николаевич , Братск, Иркутская область : Здравствуйте. Каковы общие результаты "Концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС)Минобразования России" принятой в 2000г., предусматривавшей создание, в том числе, информационной системы для информатизации административной, учебной и научной деятельности как типового решения для тиражирования в российских образовательных учреждениях. Появилась ли такая информационная система (или подсистемы), другие программные продукты, где их удалось внедрить, каковы результаты. Спасибо.

Василий Жураковский: Задачи в рамках программы по созданию современной информационно-образовательной среды, получают свое развитие в рамках новой Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Продолжаются крупные проекты по созданию системы тематических порталов, хранилища информационных и образовательных ресурсов, развитие отраслевой информационной системы, включающей сегменты, посвященные образованию, науке, инновационной деятельности. Что касается информатизации управления на уровне ВУЗа, то созданы, апробированы и широко известны эффективные информационные системы на разных платформах, учитывающие масштабы ВУЗа, его профиль и достигнутый уровень информационной оснащенности. Литература по этим вопросам достаточно широка и общедоступна.

Нелли Розина: Созданы и функционируют общедоступные образовательные порталы по естественно-научному образованию на базе ЛИТМО, по социально-экономическому образованию на базе ГУ-ВШЭ, по гуманитарному образованию на базе РУДН и др.


 

42. Лев Грехов , Москва: Здравствуйте! Меня интересует вопрос о том, может ли негосударственный ВУЗ принять участие в конкурсе инновационных ВУЗов и получить финансирование от государства? Будут ли при этом выплачиваться стипендии студентам?

Нелли Розина: Мы уже отвечали, что негосударственные ВУЗы принимают участие в конкурсе на равных с государственными. В число направлений, по которым осуществляется финансирование программы, выплата стипендий не предусмотрена.


 

43. Александр , Саратов: Уважаемый Владимир Петрович! Уровень развития информационных технологий в ВУЗЕ во многом определяет его инновационный потенциал. Как Вы считаете, есть ли корреляция между тем на каком уровне организационной иерархии представлены цели и задачи в IT области развития ВУЗА с одной стороны и качеством и уровнем внедрения современных информационных технологий с другой. Другими словами, нужен ли объективно в университете проректор по информатизации или формировать и реализовывать стратегиию в этой области можно в рамках более традиционных схем высшего руководства университетом?

Демкин Владимир ПетровичВладимир Демкин: Вуз самостоятелен в выборе схемы управления и этот выбор зависит от традиций и приоритетов в развитии университета. В ТГУ развитие информационных технологий является приоритетным направлением.


 

44. Алёна , Томск : В связи с тем, что Ваш ВУЗ является одним из победителей в конкурсе инновационных ВУЗов, изменились ли правила поступления в ВАШ ВУЗ?

Георгий Майер: Правила не изменились, но будет существенно расширена система олимпиад позволяющая выявить наиболее талантливых выпускников.


 

45. Сергей , Москва : Г. Майеру и В. Миклушевскому: Как внедрение инновационных программ в Вашем ВУЗе отразилось на студентах? Введены ли дополнительные обучающие программы? Спецкурсы, семинары, практические занятия?

Георгий Майер: Поскольку инновационная программа вуза носит образовательный характер, она имеет непосредственное отношение к каждому студенту вуза. Оно проявляется в расширении образовательных возможностей каждого студента вуза, а также участии студента в
построении индивидуальной образовательной траектории. На это направлено внедрение многоуровневой системы образования и развитие дополнительного образования. В ТГУ реализуется 6 программ получения студентами дополнительной квалификации, имеются широкие возможности получения второго высшего образования и пр. Заходите на наш сайт! www.tsu.ru


 

46. Антон Павлович , Сочи: На что, конкретно пошли полученные деньги?

Георгий Майер: Финансирование инновационной образовательной программы ТГУ осуществляется по 7 научным и образовательным направлениям. Основными статьями расходов по программе являются приобретение учебного и научного оборудования, приобретение программного и методического обеспечения, модернизация аудиторного фонда и повышение квалификации сотрудников университета.

Завершающее слово:
Владимир Миклушевский: В заключение я бы еще раз хотел поблагодарить органы государственной власти — Министерство образования и науки за серьезную поддержку ВУЗов, за внимание к этому вопросу, за ту практическую помощь, которую они оказывают победителям в ходе реализации инновационных образовательных программ. Я желаю ВУЗам, которые будут участвовать во втором раунде, успехов в этом конкурсе. Не бойтесь трудностей, участвуйте и побеждайте.

Нелли Розина: Благодарим вас за проявленный интерес к приоритетному национальному проекту. Ваш интерес показывает, что работа, которая проводится Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ, находится во внимании общественности страны. Это свидетельствует о том, что люди не воспринимают равнодушно то, что происходит, а активно участвуют в процессе. Министерство готовится ко второму этапу конкурса. И с учетом опыта первого этапа мы осознаем все больше, какую роль для высшего образования, для его развития в новом направлении сыграют ВУЗы-победители. Поэтому полагаю, что конкурс второго этапа будет еще более острым. И работы нам предстоит в этом направлении вместе со всем академическим сообществом много, но она уже явно приносит свои плоды. И это радует.

Василий Жураковский: Кроме эффектов приоритетного национального проекта, которые упоминались в ответах на заинтересованные вопросы участников интернет-конференции, хотелось бы отметить результат этого проекта, связанный с вовлечением широкой вузовской общественности в решение актуальных проблем высшего образования в условиях, позволяющих эти проблемы решить. Для российской высшей школы это полузабытая ситуация, поэтому всплеск инициативы чрезвычайно заметен. Имея доступ к информации и будучи участником мониторинговых визитов в ВУЗы- участников проекта, готов утверждать, что такого размаха заинтересованности преподавателей всех возрастов и студентов давно не было. И последнее. Итоги выполнения этого проекта позволят реализовать, на мой взгляд, эффективную систему ресурсного обеспечения высшей школы: нормативное финансирование всех ВУЗов и распределение инвестиций для поддержки инноваций на конкурсной основе. Это позволит поддерживать инициативу как ВУЗа в целом, так и отдельных научно-педагогических работников.

Георгий Майер: Очень приятно, что к инновационным проектам вузов проявлен большой общественный интерес. Спасибо всем участникам. На любые вопросы об инновационной программе ТГУ мы можем ответить по электронной почте rector@tsu.ru Успехов нам всем в общем деле.

Владимир Демкин: Как проректор ТГУ по информатизации я удовлетворен как самим способом общения с применением современных технологий, так и уровнем заданных вопросов. Всем спасибо.